Благородство в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор". Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А
В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1897 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.
Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.
Композиция - Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Во время пребывания в 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.
Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну несчастную семью. У родителей не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.
Но ситуация гораздо ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок - доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.
Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.
Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло - именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.
Тема
Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно - помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.
Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.
Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым - вот чему учит рассказ Куприна.
Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большое редкостью, что многим воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателей не черстветь душами и почувствовать себя настоящими «чудотворцами», делясь с окружающими своей любовью и добротой.
Композиция
В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах. В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке.
Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления перед праздниками, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходиться бороться главным героям.
В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, который берет под свое покровительство несчастную семью, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.
Главные герои
Жанр
«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а, если быть точнее, в жанре рождественского или святочного рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.
Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 403.
«Чудесный доктор» Куприна А.И.
Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.
Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами"прекрасные" , "сияющие" , "праздничные" , "весёлый" , "нарядные" . Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные" , "неосвещённые" , "ветхий" ,"грязный" . Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.
Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."
И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.
А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа "Чудесный доктор".
История написания
Анализ "Чудесного доктора" следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.
Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.
Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.
Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.
Композиционные особенности рассказа
В анализе "Чудесного доктора" один из пунктов - это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.
И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.
Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович - сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.
Главная мысль
Анализируя "Чудесного доктора", следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.
Смысл названия рассказа
В анализе "Чудесного доктора" также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.
Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека - это настоящее чудо.
Это был краткий анализ "Чудесного доктора" Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.
Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Цели урока:
Развивать навыки анализа художественного произведения;
Закрепить понятие жанра рождественского рассказа;
Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;
Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА
АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).
Урок русской литературы в 6 классе.
Составила: Батршина Сания Фаритовна
учитель II кв. категории
русского языка и литературы
2012-13 учебный год.
Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).
Цели:
Развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;
Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;
Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;
Слайд 1.
Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Ольга Высоцкая.
Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)
Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?
Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).
Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?
Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…
Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?
Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…
Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?
Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…
Слайд 3.
Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?
Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.
Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?
Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…
Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.
Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?
Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…
Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).
Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?
Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?
Встреча Мерцалова с незнакомцем.
Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).
Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).
Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?
Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.
Слайд 6
Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.
В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».
Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?
Ответы учащихся .
Итог:
Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя.
Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
-
Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Докажем его скромность (не назвал себя ), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь ).
Слайд 7.
Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение
Выступление подготовленного ученика о Пирогове.
Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.
Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?
Ответы : Да. Швейцар…
Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.
Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?
Слайд 8.
По рецепту профессора Пирогова
Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
А главное, никогда не падать духом!
Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?
О тветы учащихся.
Слайд 9.
Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,
чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои
души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).
Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:
А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?
Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…
Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?
Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.
Слайд 10.
Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд « Подари жизнь ». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.
Слайд 11.
Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.
Итог.
Помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту НАДЕЖДУ.
Рождественский рассказ, святочный рассказ описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации
И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов с сыновьями. 1850 г.
г. Москва, ул. Большая Пироговская, по проекту академика В.О. Шервуда Эстония, г. Тарту. Авторы бюста – Й. Раудсепп, М. Мельдер, П. Тарвас, А. Вольберг.
Доброта Сострадание Сочувствие Милосердие А главное, никогда не падать духом! Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце:
Ольга Высоцкая.
Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» Маргарита Широкова Чулпан Хаматова является одним из учредителей благотворительного фонда « Подари жизнь ».
Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагается в статье, представляет собой образец популярного в позапрошлом веке литературного жанра – рождественских или святочных историй.
Это были небольшие по объему произведения, публикуемые в номерах газет и журналов, выходивших в свет перед Новым годом и Рождеством – отсюда и название. В таких рассказах говорится о событиях, произошедших в канун Рождества, и все они непременно должны иметь благополучный конец.
Основная идея святочных историй в том, что в трудной жизненной ситуации никогда нельзя терять надежду на лучшее.
О произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Вопросы, посвященные тематике его произведений, в 2019 году внесены в экзаменационные тесты по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) за курс девятилетки, поэтому с ним должны быть знакомы все выпускники 9 класса.
Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) - русский писатель, переводчик.
Куприн был также мастером короткого повествования. Среди прочих своих произведений он написал рассказ «Чудесный доктор», увидевший свет в 1897 г. Произведение было опубликовано в газете «Киевское слово» 25 декабря того же года и сразу же получило положительные рецензии критиков и восторженные отзывы читателей.
В первых его строках писатель делится с читателем историей создания своего произведения, предупреждая, что сюжет рассказа – не сказка, а описание реальных событий, произошедших в Киеве за три десятилетия до того, то есть в конце 60-х годов XIX века.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем, в рассказе присутствуют два ряда персонажей – главные и второстепенные.
В числе главных действующих лиц повествования следует назвать:
- Емельян Мерцалов — отец семейства, который работал управляющим в доме богача. Судя по речи героя, он был образованным человеком, и семья Мерцаловых, хоть и жила небогато, особой нужды не испытывала. Но всё изменилось, когда Емельян заболел брюшным тифом и скопленные с трудом деньги ушли на лечение. Он выжил, но лишился работы, т.к. ему быстро нашли замену. В результате многодетная семья осталась без средств к существованию. Все попытки найти новую работу безуспешны, Мерцалов, его жена и дети голодают. Одна из двух дочерей умирает, другая тяжело заболевает. Отец впадает в отчаяние, пытается даже просить милостыню, но ему никто не подает.
- Елизавета Ивановна, жена Мерцалова . У нее на руках, кроме двух сыновей, больная дочь и грудной ребенок. От голода мать настолько ослабла, что у нее пропало молоко, и младенец голодает так же, как и остальные члены семьи. Она, как и муж, ищет работу – ходит на другой конец города, чтобы за мизерную плату стирать белье, но этих денег не хватает даже на дрова. Пытаясь помочь семье выжить, Мерцалова пишет письма, обращаясь за помощью к бывшему хозяину мужа, однако никакого ответа не получает.
- Володя и Гриша – сыновья супругов Мерцаловых , 8 и 10 лет. Разносят по городу письма матери, попутно наблюдая, как жители готовятся к встрече Рождества. Мальчики голодными глазами смотрят на роскошные витрины магазинов, полные дорогой еды, в то время как дома их ждут пустые щи, да к тому же холодные – нет дров, чтобы разогреть еду.
- Машутка, их младшая сестренка. Девочка серьезно больна, она кашляет, дышит с трудом, мечется в жару, бредит. Ей нужна срочная медицинская помощь, но у родителей нет денег на врача и лекарства.
Активное участие в описываемых событиях принимают все Мерцаловы, за исключением Машутки, хотя именно вокруг ее болезни закручена сюжетная линия рассказа.
Еще одно главное действующее лицо – профессор медицины Николай Иванович Пирогов, тот самый чудесный доктор , в честь которого рассказ получил свое название.
Это не только прекрасный врач, но и очень добрый и отзывчивый человек, всегда готовый искренне посочувствовать даже незнакомцу. Свое сочувствие он выражает не только словами, но и делом.
Второстепенные персонажи
Таковых в рассказе всего двое, да и о них становится известно лишь со слов главных героев.
Один из них – швейцар в богатом доме , которого мальчики просили передать хозяину дома написанное их матерью письмо с призывом о помощи. Но швейцар не берет письмо и гонит мальчишек прочь.
Еще один второстепенный персонаж – некий господин в енотовом пальто , встреченный Мерцаловым-старшим на улице. В ответ на просьбу последнего подать милостыню, господин советует ему идти работать.
Из рассказа можно узнать и об отношении автора к своим персонажам. Так, писатель на всём протяжении повествования называет отца семейства по фамилии – о его имени читатель узнаёт, лишь познакомившись с рассказчиком, тем самым мальчиком Гришей, который вырос и стал Григорием Емельяновичем.
Жену же Мерцалова он называет Елизаветой Ивановной. Таким образом, Куприн подчеркивает, что упорный характер этой женщины вызывает в нем большое уважение.
Говоря, что Мерцалову отказал в милостыне господин в енотовом пальто, он дает понять, что это был очень обеспеченный человек – пальто с енотовым воротником стоило в то время весьма недешево.
Этим мелким штрихом автор выказывает свое отношение к людям, которые, не пережив никаких трудностей в собственной жизни, имеют привычку поучать тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, вместо того, чтобы просто помочь им. В таком случае приходит на память известная пословица о том, что сытый голодного не разумеет.
Изложение краткого содержания рассказа Куприна можно представить в виде конспекта, составленного по определенному плану.
Такой план, записанный в читательский дневник, облегчит пересказ произведения в виде отрывков:
- братья Мерцаловы у витрины магазина;
- возвращение домой;
- невыполненное поручение;
- отчаяние отца;
- в зимнем саду;
- встреча с доктором;
- рассказ Мерцалова;
- неожиданная помощь;
- рецепт от Пирогова;
- всё меняется к лучшему.
Рассказ начинается с разговора двух мальчишек – Володи и Гриши Мерцаловых, которые, возвращаясь домой, засмотрелись на праздничную витрину гастронома. Им поручили отнести бывшему хозяину отца письмо с просьбой о помощи, но поручение осталось неисполненным.
В подвале ветхого дома, больше напоминающем подземелье, их ждут мать с больной сестренкой и грудной младенец. Едва сыновья переступили порог, Елизавета Ивановна спрашивает, отнесли ли они письмо.
Володя, старший из мальчиков, говорит, что они всё сделали так, как она учила: рассказал об их бедственном положении, пообещал отблагодарить хозяйского швейцара, как только отец найдет работу. Но тот остался глух ко всем этим аргументам – он прогнал мальчишек, дав младшему подзатыльник. Затем мальчик достал из кармана измятый конверт.
Вскоре вернулся отец, насквозь промерзший на декабрьском морозе в истрепанном легком пальто и помятой летней шляпе, без перчаток и калош, худой, бледный, с ввалившимися щеками, похожий на мертвеца. Не в силах вынести зрелища отчаянной нужды и голодных глаз жены и детей, он снова уходит из дома.
Сам не помня как, Мерцалов забредает в зимний сад, где на фоне укрытых снегом деревьев, тишины и покоя, ему приходят мысли о самоубийстве.
Но тут к нему подходит какой-то старик в теплой шубе, садится рядом на скамье и начинает рассказывать, какие подарки он купил знакомым детям. Несчастный отец кричит, что ему нет дела до чужих детей, когда его собственные умирают от голода и болезни.
Незнакомец просит рассказать всё подробно, и отчаявшийся человек взахлеб говорит ему о наболевшем. Выслушав, незнакомец вскакивает со скамьи и предлагает немедленно ехать к Мерцаловым. По пути он дает главе семейства три рубля, чтобы тот купил еду.
Войдя в подвал, где жили родители и дети, он велит старшему растопить самовар, заняв дрова у соседей, а сам осматривает больную девочку и ставит ей согревающий компресс. Возвращается отец – он приносит чай, сахар, белый хлеб и горячие блюда из ближнего трактира.
Доктор выписывает рецепт, указывая, как нужно принимать лекарство, и рекомендует завтра обратиться к опытному врачу, которого обещает предупредить о них. Затем он уходит. Взволнованный Мерцалов просит его назвать себя, чтобы знать, за кого им молиться, но незнакомец отмахивается.
После ухода незнакомца семья обнаруживает под листком с рецептом несколько крупных денежных купюр. Придя в аптеку за лекарством, Мерцалов узнает от аптекаря, что рецепт выписан самим Пироговым.
Великий хирург остался в памяти Мерцаловых как добрый посланец небес: после его визита их жизнь стала постепенно налаживаться. Больная девочка выздоровела, отец нашел работу, мать окрепла, в семье появился достаток. Мальчишек удалось отдать в гимназию за казенный счет.
И спустя тридцать лет Гриша, которого швейцар когда-то прогнал от парадного подъезда богатого дома, стал обеспеченным и уважаемым человеком, Григорием Емельяновичем.
Анализ произведения «Чудесный доктор»
Рассказ построен в полном соответствии с законами жанра святочных историй, основной принцип которых состоит в контрасте описаний.
В первых его строках читатель видит героев в состоянии полной безнадежности, особенно ярко выраженной на фоне предпраздничного Сочельника, когда кажется, что не только люди, но и природа замирает в ожидании чего-то необыкновенно светлого и чудесного.
Контраст становится еще глубже, когда Мерцалов, дошедший до крайней степени отчаяния, решается покончить с жизнью, желая только одного – такого же покоя, как окружающие его деревья, засыпанные сверкающим снегом.
И тут в сюжете происходит решающий перелом – он встречает чудесного доктора, который, словно добрый ангел, быстро и бесповоротно меняет всё к лучшему.
Судьба наконец-то начинает улыбаться героям, и рассказ заканчивается счастливо, как и полагается рождественскому повествованию.
Основная мысль
«Чудесный доктор» очень краток: в книге он занимает чуть более двух страниц печатного текста, но эта короткая святочная история наполнена глубоким христианским смыслом, она воплощает в себе извечную надежду человека на лучшее, которая помогает выжить даже тогда, когда жизнь кажется невыносимой.
Терять надежду нельзя никому , говорит писатель, потому что всё может измениться буквально в один момент.
Как подтверждают отзывы читателей, рассказ Александра Ивановича Куприна полон такой светлой жизнеутверждающей силы, что его можно назвать своеобразным литературным антидепрессантом, помогающим человеку пережить наиболее трудные моменты и не впасть в отчаяние.
Дополнительную силу произведению придает тот факт, что его сюжет – не плод писательской фантазии, а случай из жизни.
Почему рассказ назван «Чудесный доктор»
Куприн услышал эту историю от одного из ее участников, рассказавшего случай из своей биографии.
Писатель пересказал события, изменив лишь имена и фамилии действующих лиц – всех, за исключением Николая Ивановича Пирогова – великого русского ученого, гениального хирурга, фамилия которого золотыми буквами вписана в историю мировой и российской медицины.
Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Пирогов, отличавшийся необыкновенным добросердечием и сочувствием к людям, стал прототипом чудесного доктора, а вернее, он и был им.
Смысл названия в том, что знаменитый врач действительно совершил чудо – он спас жизнь не только больной девочке, но и всей ее семье , помог преодолеть тяжелейший жизненный кризис.
Чему учит рассказ
Суть рассказа «Чудесный доктор» А. И. Куприна состоит в том, чтобы еще раз напомнить читателю, что совершать чудеса могут не только сказочные волшебники, но и самые обычные люди, в том числе и любой из нас.
Как говорил еще один русский писатель Александр Грин: «если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо – другая душа будет у него, и другая у тебя». И тому человеку, который сделал чудо для другого, непременно достанется искорка счастья того, для кого он его совершил.