Исследовательская работа дошкольника лес наше богатство. Проект "Лес - наше богатство" проект (подготовительная группа) на тему
Тамара Баютова
Проект «Лес - наше богатство»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 13 города Кингисепп"
Проект
Тема : «Лес – наше богатство »
Продолжительность : краткосрочный (2 недели)
Возраст : 6 лет
Составила :
воспитатель
МБДОУ № 12 г. Кингисеппа
Т. И. Баютова
г. Кингисепп
Земля должна быть достойной
человека, и для того, чтобы она
была вполне достойна его, человек
должен устраивать землю так же
заботливо, как он привык
устраивать свое жилье, свой дом.
М. ГОРЬКИЙ
Указом президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом Экологии в России. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Актуальность проблемы : проект «Веселое путешествие в царство леса» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Несформированность у детей представлений о том, что лес-это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга) ; о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!
Цель проекта : формировать у детей представлений о том, что лес это- сообщество растений и животных, проживающих вместе) на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, о том, человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества. Донести до сознания детей, что лес - наше богатство .
Задачи проекта :
* Закреплять у детей представление о лесе;
* Развивать познавательные и творческие способности детей;
*Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
*Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умениеанализировать, сравнивать и обобщать.
* Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.
*Закрепить представление о лесе, как сообществе растений и животных : неразрывной связи человека и природы,
*Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
* Вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка.
*Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных, навыков взаимодействия и сотрудничества.
* Вовлекать в учебно-воспитательный процесс родителей.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Необходимое оборудование.
Литературный ряд :
В. Бианки «Лесная газета» ,
«Бешенный бельчонок» .
М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» , «Лесной хозяин» , «Золотой луг» .
«Дубки» , И Трошина «Какие дивные места» Демонстрационный ряд :
- «Дикиеживотные»
- «Деревья леса»
- «С какого дерева лист?»
-«Ягоды леса»
1 этап – подготовительный (2 день)
1. Подбор демонстрационного материала Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о лесе.
2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах, Закрепление знаний детей с какого дерева лист. Развитие речевого аппарата.
3. Подбор и приобретение художественной литературы по данной теме. Расширение знаний детей о правилах поведения в лесу.
4. Папка-передвижка «Витамины летнего стола» Знакомства родителей с возможными способами обогащения питания детей
2 этап – основной (10 дня) .
п/п Наименование мероприятия Цель
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сюжетно-ролевые игры :
Мы жители планеты
Пожар в лесу
На природу – на пикник
Формирование умения взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами
Расширять и закреплять знания детей о правилах поведения в природе
2. ТРИЗ :
-«Теремок»
(из опыта И. Н. Мурашковской)
- «Ты –часть, я – целое»
Обучать навыкам сооциативного мышления
Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка
3. Дидактические игры :
- «С какого дерева листочек?»
Закреплять знания детей в различае деревьев
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес
4. Викторина
«Окружающий мир»
«Экологическая викторина» Закрепить знание по окружающему миру
Образовательная область «Познавательное развитие»
5. Беседы :
- «Как дышит береза?»
- «Лесные жилища» Закрепление представлений детей о том, где живут дикие животные и чем питаются
6. Рассказ :
М. М. Пришвин «Пень муравейник» Расширение и обогащение знаний о лесе и его обитателях
Образовательная область «Речевое развитие»
7. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек :
Деревья нашего края ,
Дикие животные леса
Обогащение представлений о диких животных, о том, как выглядит их дом.
8. Беседы :
Что растет в лесу, а что в огороде?
Расскажи о деревьях в нашем саду . Развитие диалогической формы речи. Закрепление знаний о деревьях, из чего состоит дерево?
9. Рассматривание картины :
«Лето в лесу»
«Лиса на поляне»
«Медведи у реки» »
Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.
10. Чтение художественной литературы :
Русские народные песенки, потешки, заклички, прибаутки
В. Бианки «Лесная газета» ,
«Бешенный бельчонок» .
М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» , «Лесной хозяин» , «Золотой луг» .
Подборка стихов из картотеки А. Прокофьев «Дубки» , И Трошина «Какие дивные места» Расширение знаний детей оприроде.
Обогащение словаря детей за счет новых слов.
Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы, сказки
11. Отгадывание загадок :
Загадки о природе Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
12. Разучивание стихотворения :
Н. Субботина «Могучий, сильный, вековой…»
И. Токмакова «Если б дали березе расческу»
Тренировка долговременной памяти. Активизация речи детей.
Образовательная область «Физическая культура»
13. Утренняя гимнастика
«В лес по тропинке» ,
«В роще березовой» »,
Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
14. Подвижные игры :
Еж и яблоки
Куры и лиса
Гуси, Гуси- га-га-га…
Развитие общей моторики, координации движений.
Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.
15. Пальчиковые игры :
- «В лес по ягоды»
- «Дикие животные»
Развитие мелкой моторики руки, речеслухового внимания.
Экскурсия в парк
«За руку с природой»
Воспитывать заботливое отношение к природе
Образовательная область «Художественное творчество»
16. по рисованию- «Зеленые легкие земли» Закрепление знаний о названии и назначении деревьев
3 этап – итоговый (1 день)
п/п Наименование мероприятия Цель
1. Выставка рисунков
«Лес- наше богатство » Развитие детского творчества. Воспитывать любовь к природе
2. Работа с родителями
Совместная деятельность с детьми – рисование
«Зеленые странички» Развитие совместного творчества в семье
МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1
20152016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................35
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….59
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………79
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….910
2
Леса занимают большую часть территории ЗубовоПолянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
Социологический (опрос специалистов);
Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
Составление схемы «Значение леса».
3
Сроки исследования:
Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4
1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5
лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в югозападной части Республики Мордовия, на территории
ЗубовоПолянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с ЗубовоПолянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6
лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
ЗубовоПолянский
Вышинское
ЗубовоПолянский
Ширингушское
ЗубовоПолянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
ЗубовоПолянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.
Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального
лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
«Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
«Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
«Сосновая роща» участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
«Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 117 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.
Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8
Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания попрежнему
происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Липницкая СОШ (дошкольная группа)
Проект
по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе
интеграции разных видов деятельности по теме:
«Лес – наше богатство»
В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин
2017г.
Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель:
Получить новую информацию о лесных обитателях и растениях, об опасностях в лесу и доступных для детей способах охраны лесных богатств.
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Задачи:
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Срок реализации проекта: 1 месяц(октябрь).
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Проект подготовили воспитатели дошкольной группы: Семерова С.Н., Самарина Е.В.
Первый этап – выбор темы
Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первый ручей, проталина, молодая зелень листвы… Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.
На экскурсиях, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, заметила, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.
Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».
Второй этап: разработка проекта.
Подобрать художественную и методическую литературу;
Чтение рассказов и стихов:
Н.Сладков «Лесная книга жалоб»;
Н.Матвеева «В лесу»;
Я.Аким «Лето» и др.
Приготовить иллюстрации с изображениями, флоры и фауны наших лесов;
Подобрать загадки о насекомых, стихи о деревьях. (Приложение №1)
Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь.
Дидактические и подвижные игры (Приложение №3)
- Беседа по темам: «Деревья», «Лесные ягоды, цветы, грибы», «Насекомые».
- Подбор картинного материала, оформление книжного уголков детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.
- Экскурсии.
Викторина «
Природа – наш друг?».
(воспитывать экологическую культуру детей).
Выставка рисунков «Осень золотая!»
Праздник " Осень" совместно с родителями.
II . Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
-Направления проектной деятельности
1. Работа по развитию речи:
Обогащение и активизация словаря в рамках темы;
Развитие словесно-логического мышления у дошкольников;
Заучивание стихов и загадок, чтение рассказов.
2. Работа с семьей:
Привлечение родителей к обогащению словаря по теме;
Изготовление плакатов для выставки (по темам на выбор: «Берегите лес!», «Опасности в лесу», «Лес- наше богатство»).
Изготовление поделок из природного материала (на тему: «Природа и фантазия»).
Изготовление книжек- малышек " Подаркиосени"
Конкурс осенних букетов " Осень"
Консультации для родителей:
«В лес вместе с ребенком»
«В союзе с природой» (Приложение №2)
3. Творческая деятельность детей:
- коллективная работа-коллаж «Лес- наше богатство».
Выставка поделок из природного материала " Бабочка"
Коллективная работа «Осень».
Рисование на тему " Осень пришла"
4. Консультация для родителей и педагогов:
(Приложение № 4)
III . Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление.
1. Презентации в программе Power Point .
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
Итоги проекта:
Лес нас радует своими цветами, пением птиц, дает нам грибы и ягоды.
Давайте станем добрыми и мы- не будем ломать ветки, топтать цветы, пугать птиц!
Изготовление и выставка поделок из природного материала на тему: «Бабочка»
Выставка книжек малышек на тему "Подарки осени"
ЭКСКУРСИЯ
Выставка поделок " Природа и фантазия"
И. Токмакова
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Сосны
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Ели
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.
Рябина
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина!
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Пословицы и поговорки о лесе:
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Лес богат, не как наш брат.
В лесу живём, по-лесному и поём.
Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.
Из-за леса стоячего не видно леса лежачего. |
Поле видит, а лес слышит.
В лесу и сковорода звонка.
Грибов ищут – по лесу рыщут.
Лесная трава сочнее степной.
Ветер не подует – лес не зашумит.
Над лесом дождь дважды идёт.
Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
Лес зимой – второй тулуп.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.
В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.
Загадки о лесе:
На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)
Зимой - с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)
Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)
Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)
Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)
Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)
Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
Что цветет без цвета? (Сосна)
Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие. (Рябина)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Какую траву и слепой знает? (Крапива)
Что не сеяно родится? (Трава)
Приложение № 2
Консультация для родителей
«В лес вместе с ребенком»
Во время прогулок нужно учить малышей любоваться красотой и многообразием природы, наблюдать, находить сходства с живыми или сказочными существами, поддерживать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.
Встретив ручеёк, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте с малышом песенку воды. Бросьте в ручей лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению. Удивитесь сочетанию, восхититесь красотой и неповторимостью цветов вокруг. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение должен почувствовать и ребёнок, чтобы он унёс с прогулки не только радость и восторг от познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других.
На прогулке, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только вместе с сыном или дочкой наклониться к земле, можно увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Придумайте вместе сказку о Муравьином царстве, и для ребёнка эта прогулка будет очень интересной, она сблизит вас совместными переживаниями.
Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите его за гостеприимство, радость, испытанную при общении с природой. Объясните ребёнку, что лес даёт чистый воздух, спасает летом от зноя, дарит людям и лесным обитателям грибы, ягоды и орехи.
Дома предложите ребёнку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок смастерите поделки, которыми можно украсить комнату.
Очень важно перекинуть мостик доверия между вами и вашими детьми, быть единомышленниками и союзниками во всех творческих начинаниях.
Консультация для родителей
«В союзе с природой»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему? »
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! », а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво! », «Какой сегодня белый, пушистый снег! », «Как тебе кажется, на что похоже облако! » и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен.
Приложение № 3
Дидактические игры:
«Что было бы, если из леса исчезли… »
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинонька)
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.
Дидактическая игра «Какой лист? »
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
Дидактическая игра «С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.
Подвижные игры:
Подвижная игра «Листопад»
Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание, закреплять знания о приметах осени.
Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелел
И по ветру полетели.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Подвижная игра «Осенний букет»
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета»
Приложение № 4
Консультация для педагогов и родителей
«Значение словесных экологических игр в детском саду»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.
Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек) ; если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.
Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.
Занятие по экологии «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!».
Цели:
воспитывать положительное отношение к природе;
дать некоторые знания об обитателях леса;
подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять лес.
Содержание:
Беседа об осени.
Ознакомление с «лесными правилами».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай:
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Экологическая тропа « Осень».
Беседа о деревьях.
Беседа о лесных птицах.
Физкультминутка.
Беседа о лесных цветах.
Итог:
Богата природа нашей страны, но ее богатства не бесконечны, поэтому ее не нужно беречь и охранять.
Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина.
Охранять природу- значит охранять Родину!
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Лесное путешествие»
Цели:
закрепить обобщающие понятия;
упражняться в определении первого звука в слове;
в согласовании имен существительных с личными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои»;
в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
активизация словаря;
развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
Дидактическая игра «Угадай картинку»
На ковре разбросаны перевернутые картинки, на которых изображены насекомые. Дети берут по одной, рассматривают. Воспитатель просит поднимать и называть ту картинку, название которой начинается на определенный звук.
Например: «Первый звук [ c ]. У кого такое насекомое?» (Стрекоза)»
Предлагаются картинки: оса, улитка, пчела, муха, жук, шмель, бабочка, стрекоза, комар, гусеница, муравей.
Дидактическая игра «Жадина»
Воспитатель: У меня есть знакомый мальчик Витя. Он- жадина. Увидит конфету и кричит: «Это моя конфета», увидит автобус и кричит «Это мой автобус». А если бы он попал в лес, чтобы он сказал, интересно?
Воспитатель просит детей встать вокруг него.
У меня волшебный мяч. Кому я его брошу, тот превращается в жадину!
Ответы детей: «Это мое дерево», «Это мой гриб» и т.д.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Дети садятся на ковер.
Воспитатель берет в руки картинку, не показывая ее детям. Им сообщается, что на картинке нарисовано то, что можно встретить в лесу (например: елка, береза, бабочка, кукушка, ромашка). Вызывается желающий ребенок. Он (возможна помощь других детей) задает вопросы воспитателю типа: «Какого цвета?», и т.д.
Дидактическая игра «Составь слово»
Дидактическая игра «Угадай веточки по картинке»
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. Тургенев
Автоматизируем звук Л.
Распечатай и играй!
Игра
«Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к нимв сети угодил
Злой зелёный...(крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит,
Отврагов он защитит,
И под ним незнает страха
Медлительная... (черепаха).
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Этоне волшебный сон!
Этоафриканский... (слон).
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит
назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога
(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...
«Мерсибо»
Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.
У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.
Игры детям
Мерсибо специалистам
Познавательно-речевой проект "Лес-наше богатство!"
Содержание:
1. Теоретический аспект проекта:
Тема;
Проблема;
Цель;
Задачи;
Актуальность;
Срок реализации;
Участники;
План проведения;
Ожидаемые результаты.
2. План – схема реализации проектной деятельности.
3. Модель трёх вопросов.
4. Список необходимого оборудования и материалов.
5. Список детей-участников проекта.
6. Системная паутинка к проекту.
7. Занятия, беседы, экскурсии, опыты, праздники.
8. Консультации.
9. Список литературы.
10. Приложения
(анкеты, викторины, схемы, рисунки, фотографии, пословицы и стихи, загадки, задания для работы, игры, картинки и пр. демонстрационный материал.)
Проблема:
«Сломанный стул» - не бережное отношение к мебели.
Цель:
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности.
Сформировать представление о том, как труден
«Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства).
Задачи:
Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала).
Актуальность:
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
Срок реализации проекта:
1 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
План проведения проекта:
Занятие: «Лес - наше богатство!», «Рассматривание сосны»,
«Как узнать растение»,
«Деревья нашей местности»,
«Мы – защитники природы!»,
«Лес в жизни человека».
Беседа:
«Как стул появился в детском саду»,
«Больное дерево»,
«Растение – земли украшение (по пословицам)».
Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
Экскурсия на пилораму:
«Знакомство с оборудованием, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, их продукцией».
Чтение художественной литературы,
просмотр видео сюжетов, мультфильмов
(Подборка специального материала на дисках).
Просмотр слайдов:
«Наш лес»,
«Что нам даёт природа?»,
«Изделия из древесины» и др.
Наблюдение
«Лес – точно терем расписной»,
«Наблюдение за деревьями в лесу».
Экологическая тропа «Сосна».
Акция «Берегите природу».
Развлечения
«Ай да берёзка!»,
«Во поле берёзка стояла…»
Опыты:
«Свойства и качества дерева»,
«Плавает - тонет».
Индивидуальные беседы:
«Благодарит и сердится природа»,
«Маленькие помощники»,
«Дятел – лекарь леса»,
«В лесу пожар».
Трудовая деятельность:
«Посадка дерева»,
Рисование
«Сосна»,
«Берёза»,
«Ель»,
«Лиственница»
(в разные времена года);
Аппликация
«Ветка рябины»,
«Ёлочка»,
«Смешанный лес»;
коллективная работа «Здравствуй, лес,
дремучий лес полный сказок и чудес!»
Работа с родителями:
изготовление поделок из природного материала
«Лес – кладовая природы»;
домашние задания (рисование «Моё любимое дерево», «Изделия из дерева»)
Анкетирование («Экологическое образование в семье»);
Проекты (доклады) о деревьях.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
Консультация для родителей и педагогов:
«Лечебное воздействие звуков леса»,
«О целительной силе кедра.
Изготовление папки - передвижки
(обмен информацией)
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников по проекту.
Презентация - праздник
«На лесной полянке».
Ожидаемые результаты:
Сформировать в сознании детей понятия идеалов и ценностей, а также основ охраны природы (леса);
Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к ресурсам природы;
Развитие сплочённости коллектива
План – схема реализации проектной деятельности
Вид деятельности |
Цель |
1.Худ. лит-ра. Чтение сказок, стихов, рассказов. |
Закреплять умение внимательно слушать и запоминать содержание произведений; учить отвечать на вопросы, пополнять словарь детей. Заучить пословицы и поговорки о лесе. |
2.Занятие (познавательное) |
Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. |
3.Просмотр видеосюжета, сказок о лесе. |
Продолжать формирование представлений о лесе родного края, его разнообразии. Знакомить детей с видами деревьев, свойствами, особенностями разных пород. |
4.Экскурсии в лес (поход). |
Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала. Уточнить названия дерево, куст . Познакомить с понятиями: гладкий, колючий, тяжёлый, лёгкий, длинный, короткий, толстый, тонкий. Показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие листопад. |
5.Экологическая тропа «Сосна». |
Познакомить детей с деревом сосной, как главным строительным материалом нашего края. Развивать интерес к родной природе, её растительности, живому миру. Проследить взаимосвязь живой природы с неживой. Учить понимать значение леса (на примере сосны) , как части природы: его роль в жизни человека. |
6.Наблюдения, опыты. |
Установить связь между живой и неживой природой (время года – состояние растений), дифференцировать представления об выращивании растений (свет, тепло, вода, земля). Учить выделять свойства дерева, сравнивать и делать умозаключения. |
7.Трудовая деятельность:
|
Развивать любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, её растительности, закрепить и конкретизировать представления о лесе (деревьях). Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность. Развивать образное мышление, память, творческие способности. |
8.Работа с родителями:
Тема: «Лес – кладовая природы!»
Тема: «Лечебное воздействие звуков леса» |
Развивать интерес к природе родного края, формировать эстетические чувства и качества. Учить «видеть и слышать» прекрасное в природе. Учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «дерево которое мне нравиться», «Как я охраняю природу». |
9. Презентация проекта (приглашение родителей, конкурсы, выставка работ, викторина, чтение стихов, пение, хоровод). |
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма за свой край, свою страну, развивать нравственные качества личности. |
Модель трёх вопросов:
1. Что мы знаем?
Названия некоторых пород деревьев.
Названия строительного материала, мебель.
Загадки и песни о деревьях.
Что даёт человеку лес.
2. Что мы хотим узнать?
Разновидности деревьев, виды леса.
Как, из чего, кто делает стулья и прочую мебель.
Профессию столяра, плотника, резчика по дереву, лесничего.
Технику и оборудования людей, чья работа связана с деревом (древесиной).
3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Спросить у взрослых.
Подобрать и прочитать информацию в книгах и энциклопедиях.
Сходить на экскурсию в лес, деляну, пилораму, мебельный магазин.
Посмотреть
телепередачи,
видеоматериалы,
фотографии,
мультфильмы,
документальные фильмы о лесе.
Оформить фотоальбом «Наш лес».
Организовать выставку поделок из природного материала «Лес – кладовая природы».
Посадить деревья на территории детского сада.
Провести опыты.
Планирование системной паутинки.
1.Центр искусства
Рисование на тему «Наш лес».
Лепка на тему «Моё любимое дерево», «Мебель (стул)».
Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к
нам пришла».
2.Центр математики
Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе».
Дидактическая игра «Деревья» (счет).
3. Центр движения
Подвижная игра «Деревья»
Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…»
4. Центр книги
Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе.
Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок.
Отгадывание загадок.
5. Центр игры
Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», «Мебельный магазин».
Дидактическая игра «Сначала-потом» (последовательные картинки)
Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
Список необходимого оборудования и материала к проекту.
Дидактические игры:
«Деревья»,
«Чья тень?»,
«Собери и назови»,
«С какой ветки детки?»,
«Найди похожие по форме»,
«Третий лишний»,
«Маленькие помощники»,
«Охраняем природу»,
«Природа – наш друг!».
Раздаточный и демонстрационный материал:
Картинки «Деревья», «Листья», «Плоды деревьев»;
Схема описательного рассказа «Дерево-цветок»;
Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
Карточки с ребусами, загадками, пословицами и поговорками;
Фотографии (деревья, мебель, игрушки и другие предметы из дерева);
Карточки для составления последовательного рассказа о дереве;
Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба);
Деревья из картона (фанеры);
Изделия из древесины народных умельцев: матрёшки, ложки, игрушки, музыкальные инструменты, шкатулки, посуда и. пр.
Природный материал:
Веточки деревьев: сосна, ель, берёза, рябина, дуб, лиственница, кедр, тополь;
Листья деревьев;
Шишки хвойных деревьев;
Срез деревьев: сосна, ель, берёза;
Кора различных деревьев;
Полено;
Пенёк;
Опилки;
Стружки;
Образец обработанного дерева-заготовки
Оборудования:
Проектор;
DVD проигрыватель;
Телевизор;
DVD диски:
«Материал - дерево» (домашняя энциклопедия);
Слайды «Что нам даёт лес?»,
«Как беречь природу».
Мультфильмы:
«Два клёна»,
«Чьи в лесу шишки?»,
«Теремок»,
«Как стол несли»,
«Чудо-дерево»,
«Русские потешки»,
«Золотая липа»,
«Дерево с золотыми яблоками»,
«Знакомые нашей ёлки»,
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»,
«Жило-было дерево…».
Аудио кассеты:
Сказка «Бобры и деревья»;
«Звуки леса».
Театральные атрибуты:
Шапочки для подвижных игр и сценок: Дятел; Ель; Сосна; Берёзка; Кленовые листья; Шишки еловые;
Настольный театр по сказкам: «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Художественная литература:
Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок»;
С.Маршак (из Джанни Родари) «Чем пахнут ремёсла?»;
К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;
К.Д. Ушинский «Дятел»;
С. Маршак. Откуда стол пришёл?
Г. Ладошников. Новый дом.
З.Александрова. Птичья Ёлка.
Е.Соколова. Живая ёлочка.
Е. Соколова. Зелёная красавица.
А. Часовников. Лесорубы.
А. Часовников. Комбинат.
А. Часовников. Сплавщики.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №102 г. Томска
Проверено: Утверждено:
ст.воспитатель: заведующий:
Панкина Е.А.____________ Кузнецова О.В.__________
Проект
по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе интеграции разных видов деятельности по теме:
«Лес – наше богатство»
Томск – 2016
«Лес – наше богатство»
В сосновом бору,
В березовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрее и проще
И человечней хочется быть.
А.Яшин
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, дети подготовительной группы, родители
Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Методы обеспечения:
Опытно-экспериментальная деятельность;
Игровая деятельность;
Практическая (продуктивная) деятельность.
Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
Этапы осуществления проекта:
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
Подготовительный этап:
Какие деревья ты знаешь?
Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
Как правильно использовать лес?
Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
Определили цель и задачи проекта,
Разработали план мероприятий.
Подобрать художественную литературу для детей по теме;
Подобрать дидактический и наглядный материал;
Основной этап:
Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
Практическая часть:
Беседы по теме;
НОД по теме;
Выпуск газеты для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц;
Оформление плаката «Берегите лес»;
Оформление выставок семейного творчества;
Изготовление и оформление мини-музея «Лес»;
Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;
Участие в конкурсах ДОУ.
Связь с другими видами деятельности:
Продуктивная
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
Домашние задания:
Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала», «Лес – зеленый друг»;
Подготовка материала для фотовыставки;
Экскурсии в парк;
Изготовление кормушек вместе с родителями.
Заключительный этап:
Презентация проекта (мультимедийная);
Проведение развлечения «Лес – наш друг»;
Оформление мини-музея в группе «Лес».
Реализация проекта:
Создание условий для выполнения проекта.
Составление плана мероприятий.
Наблюдения на прогулках.
Познавательные беседы и проведение НОД.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
Опытно-экспериментальная деятельность
Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в выставках семейного творчества и др.)
Проведение развлечения «Лес – наш друг»
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
План мероприятий на сентябрь-апрель
Сроки проведения | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу. Экологические знаки. 2. НОД «Что растет в лесу» 3.Художественное творчество «По грибы мы в лес пойдем» 4. Чтение рассказа М.Пришвина «Листопад». Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для поделок. 5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев кустарников и деревьев. |
1. НОД «Строение дерева» «Загадки осенних листьев» 2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли» 3. Д/И по теме проекта: «С какого дерева листок», «Найди дерево», «Деревья и плоды» и др. 4.Художественное творчество «Осенний лес» (коллективное панно) |
|
1.НОД «Кто живет в лесу» (Животные) 2. ОЭД «Почему листья желтеют» 3. Изготовление д/игры «Рассели животных по домам» 4. Создание мини-музея леса в группе с хозяином – Старичком Лесовичком. |
|
1.НОД «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на территории ДОУ, подкормка птиц. 2. Беседа «Жизнь в лесу зимой» 3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна…» 4.Викторина «Загадки Лесовичка» |
|
1. НОД «Этажи леса» 2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление схемы-пособия. 3. НОД «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк) 4. Художественное творчество «Белая береза» (граттаж, рисование ластиком) |
|
1.НОД «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои. 2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой» Деревья и растения из Красной Книги России. 3. Просмотр презентации «Тропический лес», «Деревья – рекордсмены». 4.Художественное творчество «Пальма» |
|
1.НОД «Весна в лесу» 2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя. Зарисовки. 3. Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Березовый сок», М.Пришвин «Цветут березки. Как нужно собирать березовый сок, чтобы не навредить природе. 4. Творческое задание Придумать рассказ «О чем бы могла рассказать сорока, которую мы встретили» |
|
1. НОД «Лес – легкие планеты» 2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес» 3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес. 4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес» 5.Выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг» |
|
1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями 2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая» 3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном) 4. Презентация проекта и мини-музея «Лес – наше богатство» Развлечение «Лес – наш друг» |
Литература:
1.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3.Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4.Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
9. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
10. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008, -256с.