Когда и как появился чемодан. Чемодан на колесиках: история главного изобретения путешественников Кто изобрел чемодан на колесах
Большого размера мягкой или жесткой конструкции с короткой или выдвижной ручкой либо двумя лямками средней длины. Может оснащаться двумя или четырьмя колесиками. Запирается на замок-защелку, молнию, ремни. Чемоданы изготавливают из натуральной или искусственной кожи, фибры, текстиля, металла, древесины, синтетических материалов.
Различия: чемодан, портфель, дипломат (кейс)
Чемодан является наиболее габаритным типом сумки и может оснащаться выдвижной ручкой и колесиками. Дипломат, в отличие от портфеля и чемодана, всегда имеет жесткий каркас, прямоугольную форму, закрывается на замки-защелки.
История
Доисторический период и античность
Прообразом современного чемодана принято считать ящик. В период палеолита первобытные люди хранили вещи в коробах, изготовленных из коры деревьев. В эпоху неолита люди сколачивали ящики из досок и закрывали их крышкой. К 1539 — 1292 гг. до н.э. появились первые сундуки. Первоначально они получили распространение у египетских фараонов. Их изделия формой напоминали саркофаг и были оснащены передвижной крышкой. Сундуки украшали иероглифическим письмом и цветным орнаментом. Их изготавливали из дерева или бронзы, декорировали золотом и драгоценными камнями. Сундуки являлись частью интерьера: их применяли в качестве стула, кровати, скамьи и т.д. В то время они использовались только для хранения вещей, но не для их переноса.
Средневековый период и эпоха Возрождения
Средневековые сундуки имели запорные устройства: дорогие варианты — встроенные замки или секретные механизмы, дешевые – навесные замки. В тот период появились ларцы, которые использовали для хранения драгоценностей и припасов, а также для сбора пошлины. В зависимости от их назначения и сословия владельца, ларцы изготавливали из дерева или благородных металлов. В эпоху Возрождения широкое распространение получили путешествия на экипажах. Мужчины и женщины брали в поездку сундуки, прикрепляя их ремнями к транспортному средству.
XVII – XVIII века
В тот период для перевозки вещей использовали ящики, изготовленные из фанеры. Их обивали металлическими полосками для прочности конструкции и запирали на замки. Чтобы обеспечить привлекательный внешний вид, ящики обтягивали кожей. Для транспортировки вещей использовали также плетеные корзины. Почетным ремеслом в этот период являлась профессия укладчика одежды, которого приглашали в дом, готовясь к дороге.
XIX век
В начале XIX века получило развитие железнодорожное сообщение. Люди начали больше путешествовать, и возникла потребность в компактных и легких емкостях для перевозки вещей. Первые чемоданы производили из картона. Это были объемные модели с выпуклой крышкой, которые закрывались на ремни-застежки, пришитые поперек корпуса. Профессия укладчика одежды перестала существовать.
В 1858 году Луи Виттон создал чемодан «Trianon» на герметичных застежках с плоской крышкой. Края модели были оснащены металлическими рамками, защищающими углы от сбивания. Одной из постоянных клиенток Луи Виттона стала Евгения де Монтихо, супруга Наполеона III.
В 1897 Дэвид Нелкен основал британскую компанию по производству дорожных чемоданов Globe-Trotter. Каркас изделий изготавливался из ясеня, а затем к нему крепился вулканизированный лист фибры. В завершение изделие обтягивалось кожей. Все операции выполнялись ручным способом. Почитателями бренда стали государственный и политический деятель Уинстон Черчилль, покоритель Эвереста Эдмунд Хиллари, герцог Эдинбургский, первооткрыватель Южного полюса Руаль Амундсен,
исследователь Южного полюса Роберт Скотт.
XX век
В 1920-х гг. Джесси Швейдер, глава американской компании Shwayder Trunk Manufacturer Company (с 1962 года — ), предложил путешественникам распределять туалетные принадлежности по чемоданам, сумкам, саквояжам и кейсам.
В середине 1920-х гг. Альфонс и Анжель Лансель, основатели французской компании Lancel, выпустили цветные чемоданы. Ранее их изготавливали только в коричневом и черном вариантах.
Для облегчения их тяжелой доли один из крупнейших в мире производителей дорожных сумок, компания Samsonite, в 1974 году запатентовала конструкцию чемодана с колесиками, расположенными в одном из углов пластикового корпуса. Выдвинув ручку с другой стороны, такой чемодан можно было катить в наклонном положении. Но особой популярности этот чемодан не снискал (хотя его производят и поныне): на поворотах или неровностях он заваливался на бок и к тому же не помещался на верхних полках в салоне авиалайнера.
46-летний пилот американской авиакомпании Northwest Airlines Роберт Плат в полной мере прочувствовал на себе нелегкую ношу путешественника. Он никогда не считал себя изобретателем и даже не мог предполагать, что его решение буквально изменит мир. В 1988 году в своем гараже в городке Бока-Рейтон во Флориде Плат прикрутил к своей любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, купленных в ближайшем строительном магазине. К боковой стороне сумки он пришил карман, маскирующий выдвижную ручку, изготовленную из металлических стержней и трубок. Широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать достаточно крупные препятствия.
Дорожная сумка на колесах стала непременным атрибутом современного путешественника.
Полевые (или полетные) испытания подтвердили все лучшие качества идеи Плата. Пилоты и стюардессы взирали на необычную конструкцию с нескрываемым удивлением, которое спустя некоторое время перерастало в зависть. Через пару дней один из коллег обратился к Роберту с просьбой модернизировать и его сумку (естественно, не бесплатно). Потом еще один. Когда число заказов перевалило за десяток, Плат стал выдавать коллегам, приводившим ему следующих покупателей, «комиссионные» в виде скидки в $5 на следующую покупку. В 1989 году Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку, снабженную колесами и выдвижной ручкой», названную им Rollaboard. В этом же году Плат основал компанию Travelpro, а в 1991 году, когда патент номер 4995487 был зарегистрирован, он уволился из авиакомпании.
Глядя на пилотов и стюардесс, с легкостью катящих свои сумки по проходам аэропортов, пассажиры тоже начали интересоваться, где можно купить это «чудо техники». Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на $1,5 млн. А к 1999 году, когда Плат отошел от дел и продал свою долю в компании, продажи составляли $50 млн. Изобретение Роберта Плата изменило мир путешествий: мало кто сегодня отправляется в путь без дорожной сумки или чемодана на колесах. Изделия Travelpro оказались настолько популярными, что авиакомпании вынуждены были даже увеличить объем верхних полок в самолетах. Единственными, кто проиграл от их появления, стали носильщики — сегодня с их тяжелой работой отлично справляются встроенные в чемодан или сумку колеса…
Не физик, не инженер, не изобретатель, Бернард Дэвид Садоу, отец всех современных чемоданов на колесах, в далеких 70-х не мог и подумать о том, что успех его находки будет столь грандиозным. Десятки крупнейших американских компаний отвергли его бизнес-идею, чтобы уже через несколько лет кусать локти - ведь задумка стоила миллионы.
В 1972 году Бернард Дэвид Садоу, скромный сотрудник компании United States Luggage, стал обладателем патента на первый чемодан на колесах. Однажды, возвращаясь вместе с супругой из отпуска на острове Аруба, во время утомительного таможенного досмотра Дэвид заметил, как легко маневрирует по залу нагруженная багажом туристов тележка портового рабочего. Идея создать катящийся чемодан пришла к нему в ту же минуту. Ведь это так очевидно: нужно всего лишь прикрепить к днищу четыре колесика, а затем протянуть ремешок через рукоять чемодана для удобства - и изобретение готово к использованию.
Пришедшее озарение не давало Дэвиду покоя, и он, не теряя времени, поспешил обратиться к руководителям ведущих магазинов с предложением изготавливать и поставлять для них такие чемоданы. Несмотря на то, что самому изобретателю идея виделась удивительно интересной и прибыльной, в ответ на свое щедрое предложение он получал лишь отказы и насмешки. Одни называли его глупцом, другие - сумасшедшим. Спустя множество дней, проведенных в тщетных попытках наладить производство, Дэвид наконец-то получил положительный ответ от компании Macy’s, благодаря которой Садоу и стал единственным обладателем патента сроком на пять лет - ровно до тех пор, пока не проснулись другие производители багажных сумок и не оспорили патент через суд.
Разумеется, изобретение Садоу не было идеальным: его чемоданы так и норовили опрокинуться на ходу. Но, как говорится, нет худа без добра, и в поисках решения этой проблемы Дэвиду удалось сделать еще одно важное изобретение - «аутригер» - противовес, придающий чемодану устойчивость. Совсем скоро после выхода в свет первого чемодана с таким приспособлением, конкуренты Садоу запатентовали «вертикальный» чемодан, который можно было везти всего на двух колесах. Кстати, со временем претерпела изменения и сама конструкция чемодана. Так, колесики, приделанные к боковой поверхности, позволили багажу протискиваться даже через самые узкие проходы терминалов современных аэропортов.
В 1997 году Садоу также запатентовал чемодан, защищающий компьютеры и прочую технику при помощи специальной «воздушной подушки». Однако на этом история не заканчивается. Ведь в конце 80-х у чемодана появился еще один «отец» - пилот американских авиалиний Northwest Airlines Роберт Плат, создавший чемодан не только с колесиками, но и выдвижной ручкой.
В попытках максимально облегчить транспортировку вещей во время постоянных перелетов Роберт прикрутил к любимой вертикальной сумке два небольших мебельных колеса, а к боковой стороне пришил карман, маскирующий выдвижную металлическую ручку. Конструкция отличалась потрясающим удобством: широкая колея двух колес обеспечивала устойчивое качение даже при крутых поворотах и позволяла преодолевать крупные препятствия. Испытания «в полях» подтвердили все лучшие качества такого чемодана. Стюардессы и пилоты смотрели на функциональную обновку с плохо скрываемым удивлением, которое уже спустя пару минут стремительно превращалось в неподдельную зависть. Через пару дней к Роберту обратился первый «клиент» - один из коллег попросил модернизировать и его собственную сумку. За первопроходцем последовали остальные любители комфорта. Когда количество заказов перешло за десяток, Плат не растерялся и начал выдавать коллегам, которые приведут к нему своих друзей, скидки в S5 на следующую покупку.
В 1989-м Плат подал патентную заявку на «дорожную сумку с колёсами и выдвижной ручкой», которая получила говорящее название Rollaboard. В том же году Роберт основал компанию Travelpro и уволился с должности пилота, не выдержав колоссально выросших объемов, - глядя на работников авиалиний, с легкостью перевозящих свой багаж, клиентами Плата стали и многочисленные пассажиры, пожелавшие как можно быстрее заполучить такое «чудо техники».
Спрос был столь высок, что уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на полтора миллиона долларов. А к 1999-му, когда Плат уже отошел от дел, продажи составляли по пятьдесят миллионов в год. Это ли не отличный повод, украшенный более чем шестью нулями, быть чуть внимательнее, когда перед вами оказывается на первый взгляд сумасшедшая идея?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
В этом году основатель и по совместительству 1/2 коллектива The Chemodan Clan заявил о том, что эпоха экспериментально-абстрактно-орального хип-хопа с элементами философской мысли подошла к концу. Очевидно, что Луи будет брать новые высоты - а пока вспомним историю одной из самых знаковых рэп-групп России.
Пока дети в интернете мечтают вернуть «свой 2007», предлагаю туда переместиться, чтобы вспомнить, с чего начинался проект the Chemodan, и проследить, какие метаморфозы испытывала вселенная автора в течение десятилетия. Как сказал Луи в одном из интервью, триггером взяться за микрофон послужило недовольство тем, что происходило с русским рэпом на тот момент (схожая ситуация подарила культуре также и другого талантливого исполнителя, но сейчас не об этом). Еще на первых релизах, где вперемешку с эпатажными оборотами вроде «…монстры хип-х*я» и «…междуножное пирожное» соседствовали треки «Лирика бомжей» и «Сокровище нации», Луи давал понять, что чемодан внутри больше, чем кажется снаружи.
Ко всему прочему гнусавый и одновременно дерзкий голос сразу ставил слушателя перед фактом: «Я не из гетто, а из х*й знает где-то» (речь идет о городе Беломорск – по-настоящему мрачноватом городке с уровнем безработицы под 50%, и по антуражу создающему впечатление эдакого Silent Hill Russian edition), с ходу давая понять, что если вы пришли за мотивирующими, радужными песнями, то точно не по адресу.
После аперитива в виде микстейпов и участия в командном баттле hip-hop.ru приходит время для дебютного альбома группы, в которой на тот момент состояли Грязный Луи и Майк Крюгер. Помимо того, что каждый куплет первого можно было разобрать на цитаты, релиз был начинен такими бомбами, как «Мечтать вредно» и «Всем снятся сны», которые стали визитными карточками для коллектива (отдельно отмечаем битмейкерский талант Ванича).
Вслед за ним на лейбле ЦАО издается альбом «Минздрав предупреждал», изобилующий острыми запоминающимися панчами. Также стоит отметить, что один из треков с релиза попал на популярный в узких кругах рэп-сборник «Хип-хоп для гурманов», где существовал по соседству с такими уже видными деятелями хип-хоп культуры, как Tandem Foundation, Slim, Крипл.
Если на первых двух альбомах герой как будто ограничен своим районом (даже обложка «Не сегодня» как бы намекает – в подъезде живем, в нем и помрем) и выступает в роли маленького человека, то на «Пока кое-кто умер», признанного многими слушателями вершиной творчества the Chemodan, появляется первый бэнгер и клип «Запах урбана», значительно расширивший аудиторию, и начинает вырисовываться вселенная с грустным клоуном, Тетей Раей и Мухтаром, который не подаст руку, если на кармане порошок.
Оттуда Луи ведет репортаж, найдя золотую середину между беспросветной атмосферой и панчами, пропитанными черным юмором. «Пока кое-кто умер» – единичный случай, когда рэп-текст не потерял бы веса без музыкального сопровождения, или даже если бы так и остался на бумаге.
Благо, продуктивность никоим образом не влияла на качество и не превращала творчество в ежегодный конвейер, что в очередной раз и доказал EP «Круги под глазами», по сути, все также повествующий о бытописании в череде серых будней, и являющийся проекцией жизни людей из глубинки, но по-прежнему богатый на крылатые строчки. «Это не Candy shop, е*ать, леденцовый – пишем много, но не как Дарья Донцова».
В 2011 году увидел свет альбом «GNOY», название и хронометраж которого отражали то, что у Луи накипело. Как было сказано позже, «Все это был лишь гной, и он просился на выход». Тематика треков стала гораздо обширнее: от влияния ТВ и последствий новых технологий до обращения к инопланетянам. Также релиз отличался особой концептуальностью за счет скитов – вырезок из документального фильма про загадочные аномалии, известные как «Петрозаводский феномен». На этот раз автор не просто выступал ретранслятором того, что происходит вокруг, но и задавал вопросы, и, самое главное, пытался найти на них ответы.
Пятый полноценный альбом «Кроме женщин и детей» вышел весьма неоднозначным и разделяет дискографию на «до» и «после», уступая место агрессивным репрезентам и взгляду исполнителя через призму своего восприятия на то, что происходит в стране, и осознанию, кто на этой вечеринке все так же крутит свои пластинки. На протяжении всего альбома не покидает ощущение, что панцирь из иронии дал трещину, а наглая ухмылка автора переменилась на злобный оскал.
Последний LP увидел свет лишь спустя 3 года, в течение которых Луи поддерживает форму на необязательном совместном релизе с Рэм Диггой, куда вошли неизданные куплеты и ремиксы на их ранее вышедшие треки, и, наоборот, знаковом от Сhemodan Clan «Прослушка», где его напарник Brick Bazuka, не гонясь за рифмой ради рифмы, как прежде, выдал свои лучшие строки («просто ты попал в просак гучём», «скажи, во что ты веришь, и я скажу кто ты…»).
Восьмой или девятый том «Абсурд и аллегория» открывает дверь ногой в твой дом, открывает со всей силой, срывая петли, и с порога заявляет: «Где же старый Луи? Старый как раз здесь».
И этот Луи свежее прежнего, от него больше не веет безнадегой. Он мастерски жонглирует словами, используя свою фирменную фишку с применением антитез. Поверх современных битов посвящает эпитафию Шону Прайсу, высказывается об актуальной политической ситуации и погружает в атмосферу боевых действий.
На финальном релизе «The End» Луи вещает, как будто уже находясь выше обыденных проблем и мирской суеты, но в конце ставит не точку, а многоточие, задаваясь вопросом «Что нам осталось?»
«Чемо» навсегда? Да, ведь Чемодан – это не десять, это сотни песен. Сотни песен о том, что внутри и вокруг каждого из нас в той или иной степени. Видимо, в рамках проекта the Chemodan исполнитель все сказал, и ему необходима новая территория для творческого размаха. В любом случае, Луи не бросит жечь слогом, и не сменит жанр на Kir-Core, ведь «Если рэп для меня просто хобби, то пошел я нах*й!».
Чемодан оснащён откидной крышкой и ручкой для переноски; изготавливается преимущественно из натуральной, искусственной кожи, древесины, фибры или синтетических материалов.
Предшественниками чемодана являлись различные по внешнему виду и характеру материалов приспособления для переноски вещей: узлы, корзины, сундуки, которые с ходом времени трансформировались во всё более удобный и практичный тип сумок.
В период, когда люди перемещались в основном пешком, вещи переносили в заплечных котомках и узлах из войлока, грубой ткани, кожи, шкур. Основной вклад в создание емкостей для перевозки вещей принадлежит кочевым культурам, которые в силу образа жизни изобрели массу специальных мешков, сундуков и футляров - особых для каждого вида утвари и привнесли его в культуру европейских народов. Позднее, с распространением передвижения на упряжках и повозках, запряженных лошадьми, в моду вошли деревянные сундуки, которые удобно крепились к повозке или карете. К тому же они подходили для перевозки крупногабаритных, тяжелых вещей, что было важно в условиях длительных путешествий, когда за собой везли и посуду, и даже шкафы с книгами. Например, в Древней Руси сундуки были обязательным элементом интерьера каждого дома и служили для хранения самых ценных вещей. Когда же чаще стали ездить в поездах и автомобилях, появилась потребность в более компактном и практичном приспособлении для хранения и перевозки вещей. Им и стал чемодан.
Знакомый нам облик чемодан приобрел в середине 19 века. Эта заслуга принадлежит французскому мастеру Луи Виттону. Именно он совершил революцию в изготовлении чемоданов, придав их стенкам не выпуклую, округлую, а плоскую форму, что решило проблему хранения чемоданов - теперь их стало возможным ставить один на другой. Строго говоря, Виттон создал новый вид чемодана, который подобно сундуку хранил форму, но при этом изготавливался, в том числе, из мягких материалов.
История Луи Виттона, как мастера чемоданных дел, началась в 1835 году, когда четырнадцатилетним подростком он приехал в Париж и поступил на службу в мастерскую по изготовлению дорожных сундуков и шляпных коробок, где проработал 18 лет - сначала подмастерьем, а потом и мастером. Выдающийся талант Луи Виттона был признан, и в 1853 году он стал личным упаковщиком супруги императора Наполеона III, императрицы Евгении. Вскоре после этого накопленный опыт и полученный статус позволили Виттону открыть собственную мастерскую в Париже на улице Neuve des Capucines. Именно тогда он выпустил первый чемодан с жесткими стенками. Это был прорыв в истории чемодана - вещи перестали мяться при перевозке. Чуть позднее появились чемоданы с плоскими стенками, обтянутыми сукном.