Материал для проведения коррекционного занятия в школе. Индивидуальное (коррекционное) занятие по развитию зрительно-пространственной ориентации у младших школьников
Вашему вниманию предлагается сценарий коррекционного занятия по развитию познавательных процессов у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. В работе используются развивающие игры и задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие как познавательной так и личностно-мотивационной сферы учащихся. Освещены цели, задачи и этапы проведения коррекционного занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Развитие познавательных процессов на материале
сказки «Колобок»
Коррекционное занятие для учащихся третьего класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Некрасова Светлана Викторовна
педагог-психолог
Зарубино
Некрасова С.В.
Коррекционное занятие для учащихся третьего класса специальной (коррекционной) школы VIII вида «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок». с. Зарубино: МБСКОУ «ЗКШИ» 2013.
Вашему вниманию предлагается сценарий коррекционного занятия по развитию познавательных процессов у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. В работе используются развивающие игры и задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие как познавательной так и личностно-мотивационной сферы учащихся. Освещены цели, задачи и этапы проведения коррекционного занятия.
Введение……………………………………………………………………………...4
Цели, задачи……………………………………………………………………….....5
Ход занятия………………………………………………………………………......5
1.Организационный момент………………………………………………………...5
2.Работа по теме занятия………………………………………………………….....5
3.Динамическая пауза……………………………………………………………….7
4.Продолжение работы по теме занятия …………………………………………..7
5.Итог занятия………………………………………………………………………..8
Анализ занятия……………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………………10
Приложение 1……………………………………………………………………….11
Приложение 2……………………………………………………………………….12
Введение
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Коррекционные занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
В младших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки.
В форме игрового сказочного путешествия на таких занятиях у умственно отсталых учащихся можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).
Использование развивающих игр и коррекционных занятий в учебном процессе младших школьников оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности .
Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».
Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой моторики;
Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти;
Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,
Мышления;
Развитие речи и мышления.
Образовательные:
Развитие умения ориентироваться на листе бумаги
Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.
Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к
Окружающим.
Этапы занятия:
1. Организационная часть.
2. Работа по теме занятия.
3. Динамическая пауза.
5. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня на занятии у нас гости. Поприветствуем их своей улыбкой. А теперь посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу. Молодцы!
2. Работа по теме занятия.
Что за чудо? - Неизвестно,-
Покатился шар из теста!
Этим шариком лисица
На тропинке подкрепится.
Подрумянен круглый бок,-
Это вкусный…(колобок!).
Совершенно верно, ребята. Это – колобок!
Показываю детям картинку, на которой изображен колобок (Прил. 1 ).
Послушаем о нем сказку. (Читается сказка «Колобок»).
Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем колобку. Не дадим колобка на съедение лисе.
Катится колобок по дорожке…
Спрятался под елкой,
Как листок, дрожит.
Глядь - по лесу зайка
Серенький бежит .
Показываю картинку с зайчиком.
Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.
Задание 1. «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.2 ).
Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?
А сейчас мы поиграем вместе с зайчиком.
Игра называется: « Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).
Играющие сидят на стульях. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все кладут свои руки на стол, если слово «вода»- все вытягивают руки вперед, слово «воздух»- поднимают руки вверх, слово «огонь»- производят вращение руками. Кто ошибется, считается проигравшим.
Молодцы, ребята!
На собаку он похож.
Зубы острые, как нож.
На луну повыл и смолк-
На охоту вышел … (волк)
Показываю картинку с волком (Прил.1 ).
Ребята! Поможем колобку?..
Задание 2. «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.2 ).
Ребята! В течении 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.
(Шесть рис.: цветок, медвежонок, птица, пчела, морковь, яблоко).
Молодцы, ребята!
(Слуховая память).
Читаю стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.
Молодцы, ребята!
3. Динамическая пауза.
Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».
Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..
Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…
4. Продолжение работы по теме занятия.
Большой, коричневый, лохматый,
Неуклюжий, косолапый,
Любит громко пореветь,
А зовут его… (медведь).
Показываю картинку, на которой изображен медведь (Прил. 1 ).
А тут ему колобок навстречу…
Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.
Задание 3. «Собери урожай» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил. 2 ).
Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что – в другую.
Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 2 )
Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…
Молодцы, ребята!
А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:
Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,
Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.
Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,
а потом их открывают.
Глазки отдыхают, веки закрывают,
Пальчики их гладят и ласкают.
Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.
Вот так рыжая плутовка,
След свой заметает ловко!
Кур таскать большая мастерица,
А зовут её… (лисица)
Показываю картинку, на которой изображена лиса.
Ребята, что же делать, как помочь колобку?
Выполнить задание.
Задание 5. Пространственная ориентировка (Прил. 2 )
Расскажите, как колобок катился по дороге, используя слова: «вперед», «направо», «налево», «вверх», «вниз». Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание 6.
Учимся логически мыслить:
1.Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки?
2.Сколько ушей у 3 мышей? А лапок? А хвостиков?
3.А что нужно сделать колобку, чтобы его не съела лиса?
Молодцы, ребята!
5. Итог занятия.
Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.
Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?
А, что больше всего понравилось вам?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Молодцы. Спасибо вам, ребята.
Анализ занятия.
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок» проводилось с учащимися 3 класса коррекционной школы 8 вида.
Работа учащихся на данном занятии проводилась через игровую деятельность (сказочное путешествие). При проведении занятия были использованы красочные картинки, на которых изображены герои сказки. Для удобства выполнения заданий использовались индивидуальные карточки. Задания подбирались с учетом уровня знаний и возрастных особенностей школьников. В ходе занятия учитывались особенности класса и каждого учащегося в отдельности.
Работоспособность учащихся обеспечивалась охранительным режимом, игровой деятельностью, чередованием заданий по степени сложности. Динамическая пауза помогла ребятам не только отдохнуть, но и развить внимание. Использование на занятии таких приемов, как поощрение учащихся в форме похвалы, одобрения, создание ситуации успеха, ситуации взаимопомощи позволило заинтересовать ребят, вовлечь их в активную деятельность.
На занятии была создана творческая, рабочая атмосфера. Считаю, что занятие удалось. Цели и задачи, поставленные перед началом занятия, полностью решены.
Список литературы.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002 .
- Катаева Л.И. «Коррекционно-развиающие занятия в подготовительной группе», 2005г.
- Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.
- Тукачёва С. «Коррекционно-развиающие занятия 3-4 класс», 2004г.
- Шарохина В.Л. «Коррекционно-развиающие занятия в старшей группе», 2005г.
Интернет-ресурсы
Татьяна Бурая
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае – это коррекционно-развивающая среда : разработка разновариативных моделей (игры –путешествия, литературные гостиные, устный журнал, беседы, клубы и др.)
Коррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений . Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др., вызывающих у детей так называемые школьные трудности , в развитии познавательных процессов.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ :
Коррекционные занятия рекомендуется проводить 1 раза в неделю . Занятия могут проводиться как в первую , так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15-30 мин .. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными : сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Немаловажным фактором является определение структуры занятия , которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности : организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач . Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ :
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель : что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки , используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки , упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки , далее организовать повторение (более легкое задание, затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить .
5. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте с подведением итогов прошедшего занятия .
На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному взрослым. С помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания (Мозаика, Сложи картинку) . Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание и зрительное восприятие.
Пристальное внимание необходимо уделять коррекции и развитию мелкой моторики рук. Управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи.
Для развития движений руки на занятиях можно использовать традиционные формы работы : обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком : “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке; игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами, природным материалом. Например : “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”.Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга) .
Предлагать шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.
Особою роль в развитии играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток, журналов. Прищепки – очень любопытная игра , и хорошая гимнастика для рук. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.
Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Для развития общей и крупной моторики необходим спортивный инвентарь, шнуровки,мозаики, кольцебросы, массажные коврики…
Систематические занятия конструированием интенсивно развивают у детей сенсорные способности. Для этого необходимо иметь строительные конструкторы разного размера, с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, логический куб, геометрическое лото, вкладыши -формы и т. д.
Основные методы коррекционно-развивающих занятий , используемые мною в работе с младшими школьниками – это игровые методы. Игра- это ведущий вид деятельности для младших школьников . Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребёнка, его существование, мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции.
Проведение коррекционных занятий предполагает наличие дидактических игр разного вида (демонстрация) . Необходимо иметь картотеку игр :
по развитию речи, игры на релаксацию, гимнастики для речевого аппарата, упражнения на дыхание, разные виды массажа (лица, шеи, головы и т. д., игры на общение, разные виды психогимнастики, игры и упражнения с разным уровнем двигательной активности, игры на внимание, на развитие памяти, логического мышления и т. д.
И сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в одном из таких коррекционных занятий . В процессе занятия мне хотелось бы слышать ваши высказывания, ответы на вопросы, которые я вам буду задавать. Будьте, пожалуйста, активны.
Перед каждым занятием у нас проводится игра- приветствие , которая способствует повышению общего эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе. И сейчас вместе со мной повторяйте слова и движения :
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!
1. РАЗМИНКА
Цели : создание положительного рабочего настроя в группе, подготовка к предстоящей деятельности.
Игра “Действуй по инструкции”
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция : встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо , потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!
В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (игра на повторение и новый материал)
Игра “Загружаем корабль”
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на корабле.
Нам нужно загрузить корабль пассажирами с именами, начинающимися на букву “А”.
Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т. д.)
Загрузив наш корабль всем необходимым мы отправляемся в плавание… . и вдруг (звучит музыка шторма)
Игра “Необитаемый остров”
“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!
На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Все поочереди достают из мешочка по одному предмету и рассказывают, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке :
Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат .
Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?
Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?
Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт , полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, воображение, тактильные ощущения.
3. ФИЗМИНУТКА
Игра «Лавата»
Все берутся за руки в кругу. Идут приставным шагом и повторяют слова : Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец любимый наш лавата. Играющие останавливаются, ведущий говорит : Мои локти хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит : Моя шея хороша, а у соседа лучше. Все выполняют другие движения и т. д.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цели : проверка полученных на занятии навыков , закрепление положительных эмоций, подведение итогов.
В конце каждого занятия проводится упражнение на релаксацию.
Цели : для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Игра «Облака»
Рефлексия “Все у меня в руках”:
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
Больше всего мне понравилось…
В дальнейшем я буду использовать…
Здесь я сегодня узнал (а) нового…
Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
Неожиданным для меня сегодня было…
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу . Уделяйте достаточно времени для игр.
Развитие речи учащихся в 1-4 коррекционных классах VII вида.
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, которая является основой воспитания и обучения детей. В настоящее время проблема нарушения недостатков речи у школьников является одной из самых актуальных для общеобразовательной школы, поскольку письмо и чтение является средством дальнейшего получения знаний.
Приступив к работе с детьми с ЗПР, я сразу столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими из этих проблем являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей.
Недостатки речи, которые обнаруживаются при обучении ребёнка в школе, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику.
Речевая деятельность детей с ЗПР имеет ряд особенностей:
бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
нарушение в формировании монологической речи.
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи.
Мои наблюдения показывают, что у детей с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не сразу включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не всегда усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с ним они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимания на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанного отношения к оценке учителя.
Дети с ЗПР испытывают больше затруднений при составлении описательных рассказов репродуктивного и продуктивного вида, чем их нормально развивающиеся сверстники. В описательных изложениях и сочинениях у них нарушается целостность и связность текстового сообщения. Целостность и смысловую организацию текста изложения нарушают изменение порядка слов в предложении и пропуски одной из микротем. Для сочинений более типичными являются нарушения последовательности описания.
При анализе письменных работ выявила неумение школьников с ЗПР выделять структурные компоненты продуктивных и репродуктивных текстов. В работах у таких детей допускаются следующие ошибки композиционной структуры: в большинстве изложений и сочинений отсутствует вводная часть, заключения в работах описательного характера отсутствуют вовсе.
Оценка способов межфразной связи показывает, что значительная часть работ учащихся с ЗПР представляет собой набор предложений, не связанных между собой. Обращает на себя внимание наличие бессмысленных предложений, вербальных штампов, «застреваний» на названии какого-либо действия. Наиболее характерным для работ учащихся изучаемой категории являются такие виды связок, как лексический повтор и местоименная замена.
Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи детей, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения. Но, ни один из традиционных школьных предметов специально не учит речи.
Поэтому с целью создания оптимальных условий для развития устной речи детей с задержкой психического развития в классах коррекции я предусмотрела дополнительные задания в общем курсе «Русский язык». На основе программы «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Цель для себя определила следующую: научить детей речи, развивать коммуникативные умения, научить общаться в разных ситуациях.
Задачи курса:
1) Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться. Для этого вводятся элементарные речеведческие понятия о том, для чего нужна речь, что такое текст, разновидность текста.
2) Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания, самостоятельно создавать определённые высказывания, речевые произведения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.
3) Культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. Учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера: о связи языка и действительности, языка и мышления, о назначении культуры поведения в жизни. Поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения».
4) Развивать чувства уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. формировать вежливую речь.
5) Разбудить творческое воображение учащихся.
Методика работы по речевой разминке такова: сначала я показываю, как выполняется задание, затем дети хором, индивидуально или в паре выполняют задание, после чего происходит обсуждение работы. На этом этапе развиваются навыки обоснованной самооценки.
Рассмотрим примерный комплекс упражнений.
Артикуляционная гимнастика
1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окна".
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
"Окно" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.
4. "Щелканье" ("Цоканье") языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.
5. Упражнение "Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.
6. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).
7. "Часики" - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.
8. Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.
9. "Ножницы" - выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз.
10. "Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.
11. Ходят по двору подружки – Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".
12. На нижней губке язычок
Расстелем, как половичок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.
13. Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.
14. Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.
15. Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.
16. Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.
17. Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук "ш". передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
18. Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – "ыыыы"!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
19. С братом мы возьмём насос –
Будет праздник для колёс:
Подкачаем шины
Папиной машины.
Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.
20. Лопаткой яму я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.
21. Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.
22. Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука "о", затем имитировать захват губами ягоды земляники.
23. Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
24. Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.
25. Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слонёнок,
Плачет великан – ребёнок.
Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.
26. Сосёт апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
27. Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.
28. Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напомнить тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
29. Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
30. У щенка малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". Удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.
31. Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот
А весёлая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
32. Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5
33. Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко.
34. Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щёчки.
Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.
35. Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.
36. Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
37. На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (как лошадка цокает копытами)
38. Тик – так, тик – так – Ходят часики – Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
39. На качелях мы качались
И друг другу улыбались.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.
Огромную роль в формировании навыка связной речи на уроках оказывают игровые упражнения и задания, которые позволяют избавиться от формалистики, скуки на уроках. Они могут стать мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому, не переставая при этом быть незаменимыми помощниками в развитии у ребенка умения высказывать свои мысли, правильно выстраивая речь.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения- задания помогают в расширении словарного запаса.
"Игра в слова"
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
При каждом ответе целесообразно спросить: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можно повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
"Признак"
Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло –
Задание №2. "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3. "Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
"Угадайка"
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
"Слова-приятели" (упражнение на синонимы)
Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2.
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
"Слова-неприятели"
(упражнение на антонимы)
Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
"Один и много" (изменение слов по числам)
Задание №1.
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
"Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
"Объясни слово".
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Также на занятиях помимо речевых упражнений предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию, психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.
Релаксационные упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Упражнения на релаксацию.
Игра «Дождь в лесу».
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Я читаю текст, дети выполняют действия.
« В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Релаксационные упражнения для мимики лица
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб аб¬солютно гладким, хотя бы в течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страст¬но) - расслабление.
5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться.
8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслаб¬ление.
«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
(Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.) «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»
«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ОТДЫХ НА МОРЕ»
«Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА»
«Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.
Следующий - желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
Задуй свечу Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.
Ленивая кошечка Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.
Упражнения на расслабление мышц шеи
Любопытная Варвара Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Расслабление мышц плечевого пояса
Роняем руки Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются. Пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
Трясем кистями Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Стряхиваем воду с пальцев. Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи. Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их, в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз)
Твердые мягкие руки. Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не ослабевая рук, ослабевают напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Мельница. Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Расслабление и напряжение мышц корпуса
Роняем руки. Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Деревянные и тряпичные куклы. Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.
Замедленное движение Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряжение.
И становится понятно – расслабление приятно!
В заключение я хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над развитием речи даст положительные результаты.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение -
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»
городского округа Тольятти Самарской области
445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. (8482)3 4 81 41
Программа индивидуальной коррекционной работы
По развитию словесно – логического мышления у обучающихся 2 -3 классов
Ф.И. ребенка ____________________________
Школа, класс ___________________________
Возраст _________
Результаты первичной диагностики (являются основанием для выбора направлений коррекции ): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель: развивать словесно - логическое мышление младших школьников.
Задачи программы:
- Активизировать словарный запас.
- Анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).
- Развивать гибкость мышления.
- Развивать навыки прогнозирования, самоконтроля, оценивания результатов своей деятельности.
Программа рассчитана на 18 часов, 1-2 раза в неделю.
Срок реализации программы с_______ 20 г. по _______ 20 г.
Педагог-психолог: __________________________________________
Учебно-тематический план программы «Развитие словесно – логического мышления»
Дата проведения | Решаемые задачи | Отслеживание динамики |
||
Активизация мыслительной деятельности. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Работа с понятиями. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Работа с определениями. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Обобщение понятий. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Сравнение предметов и явлений окружающего мира. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Расширение границ понятий. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие функции - обобщение, совершенствование зрительно-моторной координации. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие умения находить сходство и различие предметов и явлений. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие зрительно – слуховой координации, орфографической зоркости. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие гибкости мышления. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие гибкости мышления. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие гибкости мышления | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Формирование умения выполнять задание по аналогии. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие умения – сравнения находить понятие по определенному признаку. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Активизация словаря. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Активизация словаря. | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Развитие скорости и гибкости мышления | Разминка
Рефлексия занятия. | |||
Работа с понятиями. | Разминка
Рефлексия занятия. |
ЛИТЕРАТУРА:
http://сайт/sites/default/files/2015/03/26/razvitie_logicheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole.docx
http://works.doklad.ru/view/30pGufJxmUM/all.html
Предварительный просмотр:
Занятие № 1
Задание1.Соедини точки.
Задание 2. Дорисуй фигуры.
Задание 3. Закончи предложение, одним словом.
- Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
- Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
- Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
- Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
- Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
- Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку
Задание 4. Выбери из 3-х слов одно лишнее, с учётом выделенного признака, и подробно объясни свой выбор.
- Цвет:
Цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
- Форма:
Телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
- Величина:
Бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.
- Материал:
Банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
- Вкус:
Конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
- Вес:
Вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
Предварительный просмотр:
Занятие № 2
Задание 1. Перерисуй точки.
Задание 2.
Игра " Часть - целое"
- Стрелка – часы, колесо –
- Колесо – круг, ковёр –
- Белка – дупло, медведь –
- Кофта – шерсть, шуба –
- Магазин – продавец, больница –
- Рыба - река, птица –
- Ваза – стекло, кастрюля-
- Молоко – масло, мясо –
- Коза – капуста, белка –
- Лошадь – сено, кошка –
- Чай – печенье, суп –
- Стул – спинка, корабль –
- Ракета – космос, самолёт –
- День – обед, вечер –
- Инструмент – работа, кукла –
- Охотник – ружьё, рыбак –
- Слово – буква, дом –
- Ногти – ножницы, борода –
- Дождь – сырость, жара –
- Лес – деревья, поле –
- Лиса – хитрость, заяц –
- Палец – кольцо, ухо –
- Лимон – кислота, конфета –
- Школа – ученик, больница –
- Вулкан – извержение, река –
- Задача – решение, вопрос –
- Писатель – книга, скульптор –
- Море – капля, толпа –
- Автомобиль – дорога, поезд –
- Поезд – станция, самолёт –
- Цветок – бутон, листок –
Задание 3. «Зачеркни лишнее»
Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.
Ручка, кукла , тетрадь, линейка.
Рубашка, туфли , платье, свитер.
Стул, диван, табуретка, шкаф.
Веселый, смелый , радостный, счастливый.
Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.
Автобус , колесо , троллейбус, трамвай, велосипед
Задание 4. Какой картинки не хватает?
Предварительный просмотр:
Занятие № 3
Задание.1.
Задание 2. Дорисуй недостающие фрагменты.
Задание 3. Продолжи ряд чисел.
1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________
Задание 4. «Закончи словосочетания».
хитрая, рыжая_____________________________________;
настольная________________________________________;
репчатый__________________________________________.;
спелое сладкое_____________________________________;
душистое туалетное____________________________________;
куриное_______________________________________________;
зеленый_____________________________________________;
желторотый____________________________________________;
колючий_________________________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 4
Задание 1 . «Найди такой же»
Задание 2. «Найди одинаковые буквы»
Оборудование : буквы, разбросанные по листу
Задание 3. Назови одним словом.
Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
Задание 4. Какое слово лишнее?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
Задание 5. Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.________________________________
Кора, лото, боксер._______________________________
Молоко, нерест, тарелка.__________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 5
Задание 1. Ответь на вопросы .
Чем отличается 4угольник от 5угольника?
Назови общие признаки предметов: кошки собаки
Назови общие признаки предметов: яблоко арбуз
Чем отличаются предметы: ручка карандаш
Чем отличаются предметы: книга тетрадь
Чем отличаются предметы: сани телега
Чем отличаются: рассказ стихотворение
Чем отличаются осень и весна
Чем похожи береза и осина
Чем отличаются лето зима
Назови общие признаки: ромашка василек
Чем отличаются: дерево кустарник
Назови общие признаки: воробей ворона
Задание 2. Найди лишнее слово. Как можно назвать одним словом оставшиеся слова?
Найди лишнее слово: пасмурно, ненастно, ясно, дождливо.
Найди лишнее слово: справедливость, доброта, зависть, честность.
Найди лишнее слово: красный, желтый, спелый..
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?__________________
Найди лишнее слово: лето, весна, понедельник, зима.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? __________________
Найди лишнее слово: дождь, снег, осадки, иней, град.
Найди лишнее слово: запятая, точка, союз, двоеточие..
Найди лишнее слово: сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________
Найди лишнее слово: сладкий, кислый, горячий, горький.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?_____________________
Найди лишнее слово: приставка, предлог, суффикс, окончание.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________
Найди лишнее слово: апельсин, капуста, яблоко, лимон.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?____________________
Задание 3. Задания на сравнение :
Сравнение по цвету.
а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:
а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Расскажи об особенностях времён года.
Предварительный просмотр:
Занятие № 6
Задание 1. «Найди лишнее слово»
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
- Береза, дуб, сосна, земляника.
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Задание 2. Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
- Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).
- Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
- Назовите слова, обозначающие зверей.
- Назовите слова, обозначающие домашних животных.
- Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.
- Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.
- Назовите слова, обозначающие водный транспорт.
- Назовите слова, относящиеся к искусству.
- Назовите слова, обозначающие овощи.
- Назовите слова, обозначающие фрукты.
Задание 3. Упражнение найди исходные слова
ЛБКО, РАЯИ, РКДЕТИ, УПКС, ОКОРАВ
_________________________________________________________________________________
Задание 4. Задание: Дорисуй фигуру.
Предварительный просмотр:
Занятие № 7
Задание 1. Дорисуй:
Задание 2. Дорисуй:
Задание 3. Назови, одним словом:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 4. Найди предметы и животных :
Предварительный просмотр:
Занятие № 8
Задание 1. Найди противоположное слово:
1. Начало - _______________________________
2. Кривой - ________________________________
3. Пасмурный - ____________________________
4. Мягкий - _______________________________
5. Далекий - __________________________________
6. Грубый - __________________________________
7. Острый - _____________________________________
8. Совестливый - ________________________________
9. Застенчивый - _________________________________
10. Мелкий - глубокий_______________________________
Задание 2. Упражнение "Назови одним словом"
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;_________________________
- Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;_________________________
- Шарф, варежки, пальто, кофра, штаны___________________________
Задание 3. Выбери два наиболее подходящих понятия:
Сад - (деревья, садовник, собака, забор, земля),
Мышь - (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка),
Река - (берег, рыба, рыболов, тина, вода),
Лев - (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза),
Лицо - (цвет, волосы, очки, нос, усы).
Задание 4. Допиши слова:
Портной - это ____________________ который шьет одежду.
Сапожник - это человек, который_______________________________
Учитель - это ____________- который___________________________
Сахарница - это посуда для____________________________________
Масленка - это_______________________________________________
Берлога - это жилище для______________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 9
Задание 1.
Задание 2. «Найди ошибку».
1. Хозяйка сварила зуб.
2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.
3. У девочки болел суб.
4. На лугу паслась коса.
П-В
1. Воду хранили в почке.
2. На цветке сидела папочка.
3. Мальчик бил воду из стакана.
4. Из чайника шел бар.
Д-Т
1. В этом томе я живу.
2. У меня взрослая точка.
3. На лугу росла густая драва.
4. В конце предложения надо ставить дочку.
Г - К
1. Футболисты забили кол.
2. Собака грызла гости.
3. В этом доме я живу третий кот.
4. Учитель поставил мальчику гол.
Ж-Ш
1. В руке у мальчика воздушный жар.
2. После дождя образовалась большая луша.
3. Летом я шил у бабушки.
4. Раскаленная печка давала сильный шар.
Ш-С
1. В нашем доме отремонтировали крысу.
2. Я люблю пить томатный шок.
3. Из норы выбежала большая черная крыша.
4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.
Задание 3. Вспомни слова.
Напиши 5 слов начинающихся на букву А_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши 5 слов оканчивающихся на букву Т_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 10
Задание 1. Расшифруй слова.
2,1,14,11_________________________________
11,15,19__________________________________
13, 20,22,1________________________________
Задание 2 . Угадай как зовут щенка.
Задание 3. Найди слова, какого нет в задании.
СЛИВКИ
ТВОРОГ
ПРОСТОКВАША
МОЛОКО
СМЕТАНА
РЯЖЕНКА
ЙОГЕРТ
КЕФИР
Предварительный просмотр:
Занятие № 11
Задание 1. Зашифруй слова.
Название города_________________________________
Название блюда__________________________________
Название вида спорта________________________________
Задание 2.
Задание 3.
Предварительный просмотр:
Занятие № 12
Задание 1.
Задание 2.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.