Презентация "Методы и приёмы устранения пробелов в знаниях обучающихся". Как помочь ученику преодолеть пробелы в знаниях
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.
3 слайд
Описание слайда:
Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».
4 слайд
Описание слайда:
Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.
5 слайд
Описание слайда:
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
6 слайд
Описание слайда:
Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
7 слайд
Описание слайда:
Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;
8 слайд
Описание слайда:
Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
9 слайд
Описание слайда:
Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни
10 слайд
Описание слайда:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
11 слайд
Описание слайда:
Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности
12 слайд
Описание слайда:
Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.
13 слайд
Описание слайда:
Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:
14 слайд
Описание слайда:
Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.
15 слайд
Описание слайда:
Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.
16 слайд
Описание слайда:
1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала
17 слайд
Описание слайда:
2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.
18 слайд
Описание слайда:
Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.
19 слайд
Описание слайда:
2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.
20 слайд
Описание слайда:
3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.
21 слайд
Описание слайда:
Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.
Описание слайда:
Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.
24 слайд
Описание слайда:
Я деградирую. Учусь в десятом классе. Девятый закончила почти с отличным аттестатом, учиться мне было не слишком трудно. Но в этом учебном году что-то во мне переменилось. Сейчас я стала увлекаться науками и планирую выбрать профессию, связанную с физикой, но я понимаю, что для этого нужен высокий интеллект. Я стала до безумия ленива, стала «болеть» (болезни настоящие, но я делаю из мухи слона, из обычной простуды - что-то ужасное) по две-три недели. В это время можно читать, учить нужные мне предметы, делать хотя бы несложные уроки. Но я приняла кошачий образ жизни: лежу на диване, кушаю, сплю, ну и постоянно сижу интернете. Вчера во мне всё-таки появилась какая-то сила воли и я заставила себя начать делать алгебру. Выражения несложные, я делаю, но тело хочет лечь, во мне опять играет дикая лень и нет никакого желания сидеть за столом с тетрадью, лишь хочется откинуть её куда нибудь подальше. Кто-то скажет, что дело в отсутствии интереса к предмету, но нет же, мне всегда нравилась алгебра! И ладно какие-то письменные уроки, их всё же можно сделать, заставив себя, но что-то выучить - это просто нереально. А ведь мне много нужно учить, ЕГЭ через полтора года. Я начала искать разные методы концентрации, пыталась медитировать, но ничего не помогает. Одноклассники говорят, что учителя уже забыли, как я выгляжу. Чувство тревоги из-за учёбы и моего будущего нарастает. Я так и не знаю, как взять себя в руки и прийти к былому состоянию, когда мне не было так тяжело делать что-либо.
1 ответ
14 лет. Мама постоянно кричит, то это не так, то это. В общем доводит до жуткого состояния, когда хочется просто убежать и скрыться от всех. Сидеть одному и плакать. Я начинаю её бояться, эта боязнь приводит к тому, что учёба становится хуже. Из-за этого тоже кричит. Постоянно упрекает в чём-либо. Я стараюсь не обращать внимания, упорно работать, но всё равно ничего к хорошим результатам не приводит… Меня уже всё достало, что делать?
2 ответа
Мне 16 лет. Живу в достатке и я не могу сказать, что родители мне что-то не додали. Но есть вечные проблемы, от которых мне очень тяжело. Мама вечно закатывает скандалы, что я вечно провожу время в телефоне и не уделяю времени им. Вечно упрекает в том, что я учусь не достаточно хорошо, а хотя она прекрасно понимает, что я стараюсь сделать всё, чтобы учиться хорошо, я не отличница, я хорошистка (одна 4). Когда у неё нет настроения, то эти скандалы переходят и в ругань с отцом, что меня очень добивает. У меня практически нет родственников, которым я могла бы довериться, ибо эти люди меня предали, обвинив во всём, чём можно. Иногда я просто не понимаю, почему так всё не справедливо? Я не хожу гулять практически вообще, хожу, но редко. Ибо школа, репетиторы, разные консультации, ведь я будущий переводчик, который должен добиться целей, так утверждает моя мама. Мы миримся, но меня всё же убивает это всё, я устала бороться, руки просто опускаются сами по себе, а что с этим делать я совсем не знаю…
2 ответа
А вы сдавали ЕГЭ? Так получилось, что я сдаю самые худшие предметы — профильная математика и физика. Если с математикой я ещё может и справлюсь (на минимум), то с физикой совсем всё плохо… Даже минимум набрать не могу. Читаю задание и не понимаю, что нужно делать. Весь 10 класс готовилась совершенно к другим предметам. У меня были цели и мечты, но сейчас это уже не важно. И вот до экзаменов остаётся пара месяцев, а я так и не сдвинулась с мертвой точки в своих знаниях по физике.
1 ответ
Я начал учится в колледже и мне попался странный куратор. Она женщина и довольно странно ведёт себя по отношению ко мне. В колледж хожу исправно, задолженностей нет и с другими преподавателями всё в порядке. Но она с самого начала меня просто игнорировала, например она спрашивала у группы, кто хочет пойти на конференциею и взять автограф у известного автора книги, никто не поднял руку и она начала перечислять, спросила всех кроме меня, также она ведёт у нас некоторые предметы и на одном из них дала задание, она выслушала всех, а когда дошла очередь до меня и я начал читать, она тут же сменила тему и не дала мне ответить. Был ещё такой случай, я быстро прошёл и уронил пару бумаг, которые лежали с краю, я начал их поднимать, на что услышал: «ты их ещё по полу протри», я положил бумаги, и на это ничего не ответил, сел за своё место. Также была такая ситуация: сидела комиссия, мы писали экзамен, я всё сделал, начал сдавать лист и женщина из комиссии сказала, что тут надо ставить пять, а мой куратор сказала: «нет, поставлю четыре» и как это понимать? Плохого лично ей ничего не делал, не прогуливал её пары, проблем не доставлял. Сейчас я уже на другом курсе и теперь она постоянно меня спрашивает на парах и просто всяческое внимание на меня проявляет, я теперь даже не знаю, как реагировать. Весь энтузиазм пропал ещё на первом курсе.
1 ответ
Учу английский. В школе учила, в универе, с педагогом, сейчас учу с другим педагогом. Но топчусь на одном месте. Такое ощущение, что деньги выкидываю. Вроде, и мотивация есть. Пошла работать в международную компанию, там нужен хороший английский, худо бедно прошла на нём собеседование, заранее всё зазубрив. Скоро командировки, а я двух слов сходу связать не могу, во рту каша. Когда читаю на занятии, начинаю беситься, что выходит ужасно и слов не знаю, руки опускаются и делать ничего не хочется! Просто бесит! На протяжении месяца учила час по дороге в одну сторону, час в другую + иногда что-то могла и дома поделать. НИ-ЧЕ-ГО не меняется. Просто не могу заговорить и всё. Начинаю смотреть видео, ничего не понятно и сижу в ярости. Молодой человек пытается помочь, даже учил со мной. В результате, я только плакать начинаю, что тупая и меня все поправляют, а я ничего не могу.
Может у кого-то есть актуальные советы? Моя работа это единственное, что не дает мне в данный момент бросить изучение английского от ярости и бессилия.
4 ответа
Здравствуйте. Просто всё достало. Надоело ходить в школу и учить то, что я через 5 лет даже и вспоминать не буду. Я не знаю куда мне поступать, у меня очень много разных хобби, у меня не хватает на них времени. Я всегда была отличницей, но сейчас я поняла, что гнаться за оценками нет смысла. У меня проблемы со здоровьем, скорее всего из-за того, что я постоянно переживаю из-за оценок. А сейчас я решила для себя, что это мне не надо. Учится ещё 2 года. Не знаю как это вытерпеть.
2 ответа
Устала, как банально бы это не звучало. Порой кажется, что никому не нужна (конечно не считая родителей), некому выговориться. За определенное количество времени, столько всего накопилось… Скоро сдавать экзамены, какие сдавать определилась ещё летом, но пришла мама и сказала, что записала в группу, где подготавливают к экзамену по английскому. Хорошо. Смирилась с этим. Но сомнения присутствовали. Но теперь, твёрдо решила, что не хочу сдавать этот предмет. Прошу маму перевести в обычную группу, в итоге доходит всё до ссор. Не знаю, как ей объяснить это всё. Не хочет меня понять. А внутри чувство некой пустоты.
2 ответа
Здравствуйте, мне 13 лет. Я учусь в 8 классе. В самом начале учебного года я поставила задачу нормально закончить этот семестр. У меня есть 2 проблемы:
1). Я начала учить язык, с которым я хочу связать свою жизнь и будущее. Если я этого не сделаю, то просто сгнию в этой стране. Я начала ходить на курсы. И тут началось. Все всё понимают, все заучки и т. д. Их спрашивают — они за секунду отвечают, даже когда новая тема. А я. Я сижу туплю. Не могу ответить и т. д. Я не придаю этому значения особого, но приходя домой я понимаю, что задали по этому уроку ДЗ. Мне нужно очень много слов выучить и т. д. Я всё время откладываю на потом. В итоге вообще ничего не выходит. Я знаю и понимаю, что нужно сесть и делать это ради моей мечты, но я просто не могу. Я ленюсь. У меня есть мотивация, терпение. и т. д., но лень… Мне тяжело просто встать и идти делать. Я не знаю, что делать.
2). Как я сказала, я учусь в 8 классе. У меня 9 уроков в день и я учусь в вс. У меня проблемы со здоровьем, а точнее сколиоз. Я хожу каждый день на физкультуру и прихожу в гк только к 12. Проходит уже 5 уроков. Мне приходится брать у одноклассников тетради и списывать уроки. Списать я могу, но в основном я пропускаю математику, химию, украинский язык и украинскую литературу. Почти всё из этого нужно будет сдавать на ЗНО/ЕГЭ. Я не могу сама догнать и понять. До меня туго доходит. К учителю подойти спросить не могу — перемены слишком короткие. Родные не шарят. Одноклассники тупые и их не волнуют оценки. А мне, как я сказала, для будущего нужно. В интернете я не понимаю, как объясняют. Из-за этого моя лень теперь и в этом. Я даже списать не могу. Мне лень. У меня в мыслях — зачем списывать всё равно нифига не понятно. Я осознаю, что не правильно и я могу и нужно. Но опять же лень… Было бы у меня время, я бы делала даже через силу. Но приходя из школы и занятий в 5 просто ничего не хочется. Так это ещё не конец проблемы. Я очень люблю сидеть в интернете, смотреть что-то. И, как говорится, деградирую. Сижу смотрю что-то, заканчивается серия и я говорю: «посмотрю ещё две и всё». В итоге посмотрела весь сезон и ничего не сделала. Мне тяжело оторваться. А если я оторвусь, то посреди уроков или чего-то вспоминаю и просто не могу уже ничего делать. Я независима и легко могу удалить соц. сети или ещё что-то, но опять же моя лень убивает меня. Даже мотивация не помогает. Я могу часами думать о будущем и так ничего и не сделать. Что делать? Нужно что-то очень сильное.
1 ответ
Я живу с мамой и бабушкой. Живем мы не бедно, но мама естественно много работает. Я учусь в университете, поступила на бюджет, учусь на отлично. Мне в семье постоянно говорили, что я сижу на шее и что ничего не делаю, это на меня сильно давило. Я пыталась устроиться, но всё никак не удавалось. Способности есть, но с графиком было тяжело. В то же время мне не разрешали уходить на заочку, а на очке особо и не разгуляешься. Короче, наконец я себе выстроила расписание так, что у меня есть несколько свободных дней, в которые я начала давать уроки (репетитор). Дело пошло. Вот только теперь на меня наоборот орут, что я не хожу на дополнительные занятия в свободные дни. Мол нужно самообразовываться. А я уже не могу даже просто развиваться. Я пытаюсь заработать денег, брать как можно больше работы. Я не могу позволить себе просто гулять с кем-нибудь, ходить на танцы, например, просто читать, читаю как можно быстрее (хотя литература — один из элементов моего образования). Короче какой-то комплекс нахлебницы у меня выработали. Я знаю, что многие успешные люди начинали работать и обеспечивали себя с раннего возраста. Мне 20, а я только недавно начала работать над своей самостоятельностью. Была мысль уйти из дома, жить так, как я хочу, пусть даже и целыми днями работать, но хотя бы на час приходить домой, дышать спокойно. Но мне страшно рвать связь со своей семьёй, заставлять их переживать, это грех, по моему мнению. Я даже не знаю, что мне делать. Хочется свалить вину на государство, которое платит такие стипендии, что студент, который учится и трудится, вынужден чувствовать себя приживальцем. Учусь я, кстати, всё ещё на отлично, потому что это обеспечивает мне стипендию чуть-чуть повыше. Сам интерес к науке пропал…
План работы
по ликвидации пробелов знаний
по геометрии в 8 классе
План разработан
учителем математики
Базакиной А.В.
Лямбирь- 2016
Аннотация
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.
Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Организация работы по устранению пробелов
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.
Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.
Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.
Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.
Цели работы:
формирование прочных знаний;
обучение приемам самоконтроля;
формирование потребности в самоконтроле;
воспитание ответственности за выполненную работу;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Задачи, решаемые в ходе работы
Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
I этап. Выявление ошибок
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.
Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:
в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;
в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;
для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.
Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:
Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);
Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.
Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.
Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».
Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
II этап. Фиксирование ошибок
Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:
Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).
По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.
Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.
Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.
Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.
При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.
Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.
Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.
Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.
План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии
Во время учебы даже у смышленого ученика иногда могут возникнуть трудности с пониманием предмета. Внешними факторами тут часто выступают болезни, неблагоприятная семейная обстановка, смена школы и т.п. При этом у школьных учителей не всегда есть время устранять пробелы в знаниях и сложности накапливаются, как снежный ком. Как наверстать упущенное?
Математика - наука, которую надо просто знать. Это по русскому можно ещё как-то «выехать», прочитав хрестоматию, а тут каждый пробел ведет к неверному решению. Чтобы помочь ребенку справиться с неуспеваемостью и преодолеть отставание по предмету, можно пригласить репетитора по математике. При этом стоит сразу оговорить цель занятий - устранение пробелов, чтобы педагог смог выбрать верную модель обучения.
Этапы работы с пробелами по предмету
В первую очередь репетитор по математике проводит одно или несколько занятий на выявление ошибок ученика и их анализ. Одновременно он ищет слабые стороны ребенка, изучает его познавательные особенности. С учетом полученных данных он сможет построить корректный план обучения, направленный на устранение пробелов.
Во время индивидуальных занятий осуществляется также профилактика возможных трудностей в дальнейшем. То есть репетитор не просто работает на повышение успеваемости ребенка, но и стремится научить его логически мыслить, анализировать математические процессы, использоваться свои сильные стороны в процессе учебы (например, визуальную память и т.п.). Он формирует у него прочные знания и стимулирует познавательную активность.
Каждый этап обучения сопровождается контролем усвоения знаний. Вместе с репетитором ребенок учится самопроверке, что помогает ему в дальнейшем самостоятельно работать над заданиями.
Таким образом, этапы работы с пробелами по предмету делятся на основные группы:
- Выявление, анализ, изучение природы ошибок.
- Планирование работы по их устранению.
- Работа «над ошибками» и их профилактика; формирование необходимых умений и навыков.
- Закрепление усвоенных знаний.
Дополнительные меры по устранению пробелов по математике
Кроме занятий с репетитором для повышения успеваемости можно порекомендовать ребенку посещать внеклассные познавательные мероприятия. Большая польза будет также от внимания родителей и учителей. Любая похвала за успехи поможет ему справиться со своими страхами, повысит самооценку, даст стимул к учебе.
“Время выбрало нас…”
Школа, как часть общества, претерпевает те же трудности и проблемы сегодняшнего времени, возможно, даже в усиленном варианте, т.к. главными героями этого учреждения являются три, а то и четыре поколения россиян. Проблема пробелов в знаниях учащихся, к сожалению хроническая и стара как мир. К общим и вечным причинам возникновения этих пробелов добавляются еще и реалии времени, усугубляющие этот процесс. Нельзя не согласиться с анализом, сложившейся в преподавании химии ситуации, сделанным Г.М.Чернобельской , выделившей шесть основных факторов, влияющих на школьное химическое образование:
- резкое сокращение учебного времени на изучение предмета химии в школе,
- профильные и “непрофильные” классы,
- новые стандарты, программы и учебники,
- внедрение в учебный процесс ИКТ,
- кадровый вопрос – подготовкам учителей химии.
Список проблем можно продолжать бесконечно, а если на эти проблемы посмотреть глазами учащихся и их родителей в ситуации, когда ученик продолжительное время болел или пришлось поменять школу – становится страшно…
Можно много говорить на эту тему, осуждать, предлагать, негодовать, но наша задача – помочь ученику здесь и сейчас, в тех условиях, которые есть.
I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника или специально подготовленным учителем текстом по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую во время первых уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта § 14.(Приложение 1 .)
Если материал параграфа сложен или очень объемен, то в такой ситуации лучше использовать адаптированные тексты старых учебников, пособий, справочников или специально составленные учителем по конкретной теме, например, текст составленный учителем для организации самостоятельной работы при изучении специфических свойств серной кислоты. (Приложение 2 .)
II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. В зависимости от коммуникативных особенностей отстающего ученика консультацию проводит учитель или подготовленные одноклассники. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала.
III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, упражнений, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.
Наиболее продолжительным (для учителя) является II этап, т.к. это зависит от способностей ученика и сложности темы.
III этап осуществляется по материалам, которые, как правило, есть у любого учителя в большом количестве и выбирается согласно методики, которой придерживается педагог. Предлагаю тестовый вариант по теме “Общая характеристика подгруппы азота”, выполнение заданий одного варианта рассчитано на 10 – 15 минут. (Приложение 3 .)
При целенаправленной работе учителя в данном направлении – помощь в ликвидации пробелов знаний учащихся – накапливается необходимый материал по всем темам и в разных вариантах: тексты, схемы, справочные таблицы, которые собираются в специальную папку и используются в разных классах с 8 по 11.
Любая работа учителя требует много времени, но данное направление позволяет рационально распределять силы и время и при этом отдача существенная, по нынешним временам это очень важно. Попробуйте и Вы получите удовлетворение от работы!
Использованная литература:
- Чернобельская Г.М. , Некоторые факторы, влияющие на школьное химическое образование в России. “Химия” №24, 2009, ИД “Первое сентября”, с.3 – 5.
- Корощенко А.С ., ГИА 2009. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания / А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
- Рудзитис Г.Е. , Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с.39 – 42.
- Ковалевская Н.Б. , Химия. 9 класс (в таблицах) – М.: Издательство “Издат-Школа”, 1996.
- Журнал “Химия в школе”, Издательство “Центрхимпресс” разных лет.
- http://festival.1september.ru