Социологическое исследование отношение студентов к образованию. Социологическое исследование на тему: отношение студентов к своему факультету
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное агентство образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
по теме: Отношение студентов к образованию
Выполнила:
студентка
группы №7044
Маслова Татьяна Андреевна
Руководитель:
Страхова Ирина Борисовна
Новосибирск 2009
I. Методологический раздел
1. Описание научной проблемы.
Обоснование актуальности:
· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.
Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.
· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.
Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.
· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.
Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).
2006-2007 | 2007-2008 | |
Число высших учебных заведений - всего | 1090 | 1108 |
в том числе: | ||
государственных и | 660 | 658 |
негосударственных | 430 | 450 |
Численность студентов - всего, тыс. человек | 7310 | 7461 |
в том числе в учебных заведениях: | ||
государственных и муниципальных | 6133 | 6208 |
очных | 3251 | 3241 |
очно-заочных (вечерних) | 291 | 280 |
заочных | 2443 | 2532 |
экстернат | 147 | 155 |
негосударственных | 1177 | 1253 |
из них обучалось на отделениях: | ||
очных | 331 | 331 |
очно-заочных (вечерних) | 81 | 72 |
заочных | 753 | 835 |
экстернат | 12 | 14 |
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек | 514 | 525 |
в том числе государственных и муниципальных | 431 | 437 |
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
2. Цель исследования
· Изучить отношение студентов к образованию.
3. Задачи исследования.
· Выявить потребность студентов в образовании.
· Определить место образования в системе ценностей студентов.
· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.
· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.
4. Объект исследования.
· Студенты.
5. Предмет исследования.
· Поведение студентов в отношении образования.
6. Интеграция основных понятий.
· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».
· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.
Близкими по духу людьми, приобрести опыт корректного общения и овладеть навыками коммуникативной компетентности) - 34%. Таким образом, наше исследование обнаружило следующий обобщенный социально-психологический портрет студента дополнительного образования: это преимущественно работающие в негосударственной сфере лица в возрасте от 26-ти до 45-ти лет; состоящие в браке; имеющие детей; получившие...
В борьбе с эпидемией курения и должен быть примером для пациентов в отказе от вредной привычки. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Исследование эффективности профилактической работы в виде Школы здоровья по изменению отношения студентов К КУРЕНИЮ 2.1. Организация исследования и анализ результатов Изучив теоретический материал по данной теме, мы можем отметить, что организация Школы...
Приводят к расслаблению. А вот упражнения днем или же ранним вечером, за 4-5 часов перед сном, способствуют улучшению сна. 1.3. Вредные привычки Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно...
Вызревание новых экономических форм хозяйствования определяется, полагаем, переходом от трудовой деятельности к более высокому типу человеческой активности. Вернёмся к вопросу рассмотрения характера экономических отношений в сфере образования. Начнём наш анализ с установления различий между трудом и творчеством4, ибо среди вышеназванных свойств образования было отмечено такое свойство, как...
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. Э. БАУМАНА
Факультет «Информатика и системы управления»
Кафедра «Компьютерные системы и сети»
Социологическое исследование
«Отношение студентов к выбранной профессии»
Студенты:
Группа: ИУ6-42
Преподаватель:
Москва 2010
Программа исследования. 3
Актуальность проблемы.. 3
Предмет исследования. 3
Объект исследования. 3
Цель исследования. 3
Гипотеза. 3
Выборка. 3
Анализ результатов. 3
Выявленные зависимости. 3
Программа исследования
Актуальность проблемы
Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.
Предмет исследования
Отношение студентов к выбранной ими специальности.
Объект исследования
Студенты МГТУ им. , обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки, таких как информатика и электронно-вычислительная техника.
Цель исследования
Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.
Гипотеза
В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:
· Ошибочные представления о специальности
· Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам
· Качество преподавания в ВУЗе
· Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности
· Ожидания от будущей работы по специальности
· Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту
В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.
Выборка
В исследовании участвовало 25 респондентов.
Анализ результатов
Оправданность ожиданий о специальности (вопросы 1,2,3):
f) Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины
5. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?
a) Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности
b) Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу
c) Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии
d) Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу
e) Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области
f) Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка
6. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?
b) Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы
c) Да, если это не представляет сложности и затрат времени
d) Да, в целях повышения качества моих работ
e) Да, даже если это требует времени и сил
7. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?
a) Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби
b) По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать
c) В зависимости от конкретной направленности задания
d) Это исключительно средство заработка
e) Работа не может приносить радость
8. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)
a) Условия труда
b) Зарплата
c) Удовольствие от работы
e) Самосовершенствование
9. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?
a) Да, это непременный атрибут моей профессии
b) Да, если от этого будет зависеть моя зарплата
c) Только в крайнем случае
d) Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе
10. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?
a) Да, если это будут интересные проекты
b) Да, чтобы сэкономить время на работе
c) Да, если это будет оплачиваться дополнительно
d) Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела
e) Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами
11. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?
a) Да, она не соответствует текущим потребностям рынка
b) Да, небольшая корректировка не помешает
c) Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать
d) Стоит перераспределить нагрузку по семестрам
e) Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем
f) Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов
g) Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.
(Берутся только предметы по специальности)
0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении
5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники
10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью
0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении
5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.
10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план
0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.
5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.
10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов
0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска
5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать
10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.
Коровяковская Наталья Вячеславовна
СОФ МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (СПО)
Аннотация: Вопросы о том, как происходит выбор специальности, какими критериями руководствуются ребята при этом, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики, меня волновали всегда. Социологическое исследование, о котором идет речь в статье, было проведено с целью выяснения определяющих факторов в отношении студентов к выбранной профессии, зависимости между ними.
Исходя из личного опыта работы в ССУЗе (преподавателем и классным руководителем), а также многолетних наблюдений за студентами различных специальностей, я сделала следующий вывод: современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в СУЗы и ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения, престижу.
Поступив, они постепенно расслабляются, отодвигают учебу на задний план, жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Что в итоге? Учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами. А виноваты в этом они сами, их безответственное отношение к выбранной специальности.
По роду своей профессиональной деятельности мне приходится проводить профориентационную работу с учащимися школ города и района, принимать участие в проведении Дня открытых дверей, ярмарки рабочих мест, а затем работать со студентами всех четырех курсов СПО. Конечно же, меня не может не интересовать вопрос о том, как происходит выбор специальности, какими критериями и представлениями руководствуются учащиеся, выбирающие в качестве сферы своей деятельности геологию, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики.
Анализ информации подобного рода по своим группам я делала всегда, прослеживая, в том числе, и трудовую деятельность выпускников, работающих как по специальности, так и выбравших другую сферу деятельности. В этом году в рамках работы со студентами первокурсниками (привлечения их к научно-исследовательской деятельности) решила провести социологическое исследование по данной проблеме. Какова же его цель? Прежде всего, нам хотелось понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами, а также оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом. Предмет исследования: отношение студентов к выбранной ими специальности. Объект исследования: студенты 3-4 курса СОФ МГРИ-РГГРУ, обучающиеся по программе среднего профессионального образования геологоразведочного и гидрогеофизического отделения. Общее количество респондентов – 200 человек.
Что может влиять на отношение к специальности? При попытке найти ответ на этот вопрос, было выдвинуто несколько гипотез, в соответствии с которыми был сформулирован перечень вопросов для проведения социологического опроса. Это: ошибочные представления о специальности; качество преподавания в учебном заведении; неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам; ожидания от будущей работы по специальности; отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности; ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту.
Анкета, использованная для проведения письменного опроса, состояла из трех частей: вводной, основной и дополнительной. В вводной части были вопросы о поле, возрасте респондентов и о том, есть ли у них (или членов их семьи) какой- либо опыт работы по специальности. Основная часть анкеты состояла из десяти вопросов с выборами ответов:
1) Жалеете ли Вы о выборе своей профессии?;
2) Если «да», то перевелись бы Вы по возможности на другую специальность (в другое учебное заведение) без потери курса?;
3) Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения?;
4) Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для Вас?;
5) Как Вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?;
6) Занимаетесь ли Вы дополнительно по специальности?;
7) Приносят ли занятия по специальности Вам радость, или это просто средство будущего заработка?;
8) Готовы ли Вы непрерывно обучаться и совершенствоваться по специальности после окончания ВУЗа?;
9) Согласны ли Вы выполнять часть работы дома?;
10) Что для Вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5: условия труда, зарплата, удовольствие от работы, возможность быть в коллективе, самосовершенствование).
В дополнительной части анкеты студентам нужно было оценить по 10 бальной шкале предлагаемые утверждения, касающиеся сложности учебной программы в целом, для себя лично, адекватность программы, возможность ее изменения (имеются в виду только специальные предметы), а также оценить динамику развития рынка труда по специальности.
Каковы же результаты анкетирования? Ожидания о специальности оправдались у 72% респондентов, а не оправдались у 28%. Каким образом оценили студенты сложность учебной программы? Считают ее трудной 37% студентов, нормальной - 39%, легкой - 24%. Считают, что программа обучения специальности соответствует ситуации на рынке труда 77% респондентов, а 23% отметили ее недостаточную адекватность. Как относятся студенты к самостоятельной работе по специальности и самосовершенствованию? 62% считают, что все знания должно давать учебное заведение, а 38% утверждают, что самосовершенствование необходимо. Безразлично относятся к своей специальности 74% респондентов, считают ее своим хобби 17%, а 9 % думают, что нет ничего скучнее.
В ходе обработки результатов анкетирования было отмечено, что респонденты разделились на три группы, внутри которых наборы ответов практически совпадали. К первой группе относятся студенты, лично заинтересованные в том, чтобы действительно стать специалистами в своей области. Большинство из них интересовалось специальностью задолго до поступления. Они готовы заниматься дополнительно, считают, что учебная программа дает лишь базовый уровень знаний и понимают необходимость непрерывного обучения. На первое место в вопросе «ожидания от будущей работы» такие студенты ставят «самосовершенствование». Эта группа составляет 26% от выборки.
Студенты второй группы считают программу обучения нормальной (или с нагрузкой выше среднего) и полагают, что ВУЗ сможет дать все знания, необходимые для успешной работы по специальности. Большая часть этой группы безразлично относится к своей специальности и не выражает особого желания работать самостоятельно (хотя примерно половина осознает необходимость в этом). Таких студентов набралось 55%.
Третью группу составляют люди, считающие учебную программу чрезмерно сложной (как в целом, так и для них лично, что говорит о субъективности оценки). Как правило, они не желают заниматься дополнительно и не видят в этом необходимости. Почти все заявили, что их ожидания от специальности не оправдались.
Необходимо отметить, что чем более низкими были изначальные знания по специальности, тем более трудной и неадекватной оценивается программа обучения, такие студенты испытывают большие трудности в учебе, которая не приносит им радости. Среди студентов, недовольных выбранной профессией, необходимым условием перехода на другую специальность оказалась возможность не сдавать разницу в программах. Однако, очевидно, это приведет к неудовлетворительным результатам учебы на «новом» месте и, как следствие, очередным разочарованием.
Согласно проведенному опросу, чуть больше четверти студентов относятся к своему обучению по специальности ответственно, примерно столько же ошибается с выбором учебного заведения или специальности и испытывает большие трудности в обучении.
Тема профессионального становления студентов мне также очень интересна, ведь я, будучи классным руководителем, уже выпустила несколько групп и очень заинтересована, чтобы их профессиональные цели успешно реализовались. Профессиональные цели - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Однако, на мой взгляд, студенты часто слишком идеализируют свои цели, и, они становятся больше похожими на мечты.
Преподаватели делают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но наряду с теорией, необходимо давать возможность применить ее на практике, или хотя бы объяснять, как это можно использовать. Работодатели же хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этом возможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Студенты оказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, с другой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особого внимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.
Профессиональные цели - это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Профессиональные намерения – это чёткое представление того, что человек хочет. Личностные и физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой - то, что от него требуют. Всё это компоненты профессионального самосознания.
С приобретением опыта профессиональное самосознание расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования к человеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширение профессионального самосознания выражается в росте числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.
Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Это делает необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной концепции.
Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ССУЗе и ВУЗе; неготовность приступить к работе после получения диплома, если у него отсутствует какой-либо опыт работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт?
Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного среднего специального или высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы. Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта.
Анализ опроса студентов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта находятся ценности, связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности, связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе необходимости уделять большее внимание профессиональной этике. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.
Студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности. Суть проблемы состоит в том, что студентам не предоставляется возможность обрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть в модельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных теоретических знаний к решению этих задач.
К сожалению, во время обучения студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специальности. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Студенты вынуждены сначала получать знания, которые никогда не будут применять на практике, точно так же, как и школьники вынуждены разрываться между школьной программой и требованиями ВУЗов, в которые они хотят поступать. Это главная проблема – несогласованность и несоответствие того, что требуется от человека (школьника, студента, работника) тому, что ему дают.
Однако, тот студент, который наметил себе цель, будет всеми силами её добиваться. Если одни организации не дают возможности стажироваться у них, он будет искать, пробовать, пытаться и, наконец, найдёт то, что ему нужно. И хотя большинство компаний не стремится взять себе молодых, существуют и такие, которые создают специальные программы для студентов, предлагают пройти практику в должности помощников каких-то специалистов.
Эти программы создаются для того, чтобы найти юных дарований, которые обладают теми качествами, которые нужны в современном мире – это желание изменить, в первую очередь, свою жизнь к лучшему, способность быстрой адаптации к столь же быстро меняющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и т.д. Если эти качества развиты недостаточно, то такие программы-стажировки помогают их развить, или студент, попробовав себя в этой роли, понимает, что такая работа не для него и начинает искать что-то другое.
Молодой специалист должен чутко реагировать на изменяющуюся экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе, учитывать множество факторов, которые могут повлиять на его карьеру, точнее, на её успешность, а педагогический коллектив учебного заведения должен помочь ему научиться это делать.
На практическом занятии каждому студенту необходимо выполнить социологическое исследование по одному из направлений. Направление исследования выбирается по номеру списка в учебном журнале. Тема может быть сформулирована таким образом, как она звучит или в более узком смысле. Например: «Жизненные ценности молодежи» - более широкая тема, «Жизненные ценности студентов» - более узкая тема исследования. Тема исследования может быть сформулированы по-другому, так как предлагаемые темы являются только направлением исследования. Исследования проводятся либо на выборке студентов, либо на других выборках молодежи. Объем выборки более ста человек. Результат социологического исследования, как самостоятельная работа студента, должен быть оформлен по образцу, представленному на практическом занятии.
Темы «Отношение студентов и молодежи к различным аспектам современной жизни»
Девиантное поведение молодежи.
Жизненные ценности молодежи.
Молодежная субкультура.
Отношение молодежи к бедным людям.
Отношение молодежи к богатым людям.
Отношение молодежи к деньгам.
Отношение молодежи к интеллигенции.
Отношение молодежи к карьерному росту.
Отношение молодежи к моде.
Отношение молодежи к молодежному жаргону.
Отношение молодежи к общественному мнению о молодежи.
Отношение молодежи к патриотизму.
Отношение молодежи к престижным тусовкам.
Отношение молодежи к проблеме одиночества.
Отношение молодежи к рок-музыке.
Отношение молодежи к СМИ.
Отношение молодежи к творчеству.
Отношение молодежи к труду.
Отношение студентов (молодежи) к общественной работе.
Отношение студентов к дополнительному платному образованию (параллельное образование).
Отношение студентов к кратковременным платным учебным курсам.
Отношение студентов к научно-исследовательской работе.
Отношение студентов к неуспешным студентам в учебе и в жизни.
Отношение студентов к отличникам в учебе.
Отношение студентов к предпринимательской деятельности.
Отношение студентов к учебе.
Отношение учащихся к семье и браку.
Отношение учащихся к школе.
Религиозность молодежи.
Экстремизм в молодежной среде.
Темы «Проблемы современной семьи»
Родственная структура семьи.
Однородность социального состава семьи.
Типы ведущих потребностей в семье.
Характер проведения досуга членов семьи.
Характер распределения обязанностей.
Типы главенства в семье.
Функции семьи.
Отношение к культуре и традициям.
Отношение членов семьи к Богу.
Психологические особенности добрачных отношений.
Отношение к гражданскому браку.
Представление молодежи о семье и браке.
Формирование установок на брак и семью.
Мотивы выбора брачного партнера.
Организация семейного быта, семейной экономики.
Семейные роли, их распределение.
Взаимодействие молодых супругов с родительскими семьями.
Подготовка семьи к рождению первого ребенка.
Семейные ссоры и супружеские конфликты.
Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.
Причины супружеских измен.
Социально-психологические особенности разводов.
Причины и мотивы разводов.
Типы семейного воспитания.
Роли ребенка в семье.
Родительские позиции и мотивы семейного воспитания.
Проблемы детско-родительских отношений.
Проблема «отцов и детей».
Взаимоотношение в системе «Семья - государство».
Патриотическое воспитание в семье.
С. П. Иваненков А. Ж. Кусжанова
S. P. Ivanenkov A. J. Kusjanova
Отношение студентов Санкт-Петербурга к общественной жизни
The Attitude of Students of Saint-Petersburg to Social Life
Иваненков Сергей Петрович
Государственный институт психологии и социальной работы (Санкт-Петербург) Профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Доктор философских наук, профессор [email protected]
Кусжанова Ажар Жалелевна
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры философии Доктор философских наук, профессор [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
студенты, отношение, общественная жизнь, социализация, социальная адаптация KEY WORDS
students, attitude, social life, socialization, social adaptation. РЕФЕРАТ
В статье проанализированы результаты исследования отношения студентов к общественной жизни. Выделены факторы, влияющие на процессы социализации и адаптации студенческой молодежи в обществе.
In this article the research results of the attitude of students to social life are analysed. The factors influencing processes of their socialization and adaptation in a society are allocated.
Ivanenkov Sergey Petrovich
State University of Psychology and Social Work (Saint-Petersburg)
Professor of the Chair of Theory and Technology of Social work
Doctor of Science (Philosophy), Professor [email protected]
Kusjanova Ajar Jalelevna
North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Philosophy Doctor of Science (Philosophy), Professor [email protected]
Будущая социальная, гражданская, профессиональная направленность личности, ее ценностных ориентаций и последующих действий формируется в процессе социализации. Главными целями этого процесса являются, с одной стороны, обеспечение бесконфликтного вхождения подрастающего поколения в уже сложившееся и обустроенное общество (социальная адаптация), а с другой - освоение им социального пространства, социальных институтов и объектов культуры как условий, средств и ресурсов его жизнедеятельности. От наполнения и эффективности социализации зависят будущие социальная, гражданская и профессио-
нальная позиции молодых людей, которым предстоит в свое время принять на себя ответственность за состояние и развитие страны, общества и культуры. Уже сейчас успех ныне осуществляемых в России преобразований поставлен в зависимость от участия молодежи в решении актуальных сегодня общенациональных задач.
Однако участие молодежи в общественной жизни зависит, во-первых, от объективного наличия институциональных условий и форм, позволяющих молодым людям включаться в социальные процессы; а во-вторых, - от совокупности субъективных факторов, в том числе от вос-
приятия, доверия и удовлетворенности реальным состоянием дел и складывающимися общественными отношениями. Степень же удовлетворенности, в свою очередь, определяет различные стратегии поведения людей - пассивную, созидательную, защитную, протестную и т. п. .
Так, отстраненность молодежи от участия в управлении страной, регионом, муниципальным образованием и подавляющим большинством учреждений, слабая социальная защищенность породили у нее уверенность в бесполезности проявления гражданской активности, аполитичность, антипатриотизм, уход в личные проблемы, приватизацию социальных ценностей, массовое желание уехать за границу и протестные настроения, приобретающие подчас агрессивные формы выражения.
Не случайно утвержденная в 2006 г. Правительством РФ Стратегия государственной молодежной политики, рассчитанная до 2016 г., определяет в качестве одного из главных направлений вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие навыков управления, самостоятельной жизнедеятельности, привитие культуры применения имеющихся в обществе возможностей личностного и общественного развития должны способствовать более полной реализации молодежью своего потенциала, укреплению ее уверенности в своем будущем.
Студенчество уже давно выделяется как особая социальная группа молодежи, поскольку основным ее видом деятельности является получение высшего профессионального образования, и именно с ней связывают как возможный потенциал, так и вектор будущего развития стран и мира в целом. Как показывают социологические исследования, студенчеству присуще большинство характеристик российской молодежи . К примеру, отстраненность от политической и в целом от общественной жизни страны
продолжает оставаться характерной чер- з той значительной части российского сту- сь денчества . Вместе с тем у него ^ наблюдается и своя специфика. Так, ма- £ териальное благополучие, обеспечивае- ^ мое родителями, получение высшего об- ° разования и надежда на будущую пре- о стижную и хорошо оплачиваемую работу ^ способствуют тому, что студенческая ш молодежь имеет лучшее социальное самочувствие, менее критично оценивает положение в стране и более оптимистично строит свои жизненные стратегии .
Поэтому изучение социального самочувствия, ценностных ориентаций, отношения студенчества к общественной жизни является актуальным для адекватного понимания как современного состояния общества, так и его будущего развития, а также является неотъемлемым условием эффективности управления общественными процессами и деятельности структур, так или иначе связанных с молодежью и ее социализацией. Изучение отношения студентов к общественной жизни является чрезвычайно важным еще и потому, что процессы социальной и профессиональной адаптации неразделимы и протекают совместно.
Исследования по данной тематике в течение многих лет регулярно проводятся ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодежи „Вектор"». В данной статье изложены результаты исследований, проведенных в 2011- 2012 гг. .
В основу представленного социологического анализа положены результаты анкетного опроса студентов учебных заведений высшего профессионального образования (академий, институтов, университетов) г. Санкт-Петербурга 2012 г., в котором приняло участие 197 студентов (52 юношей и 145 девушек, что составляет 26,3% и 73,7% соответственно) из 10 вузов г. Санкт-Петербурга, в числе которых: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный гид-ро-метеорологический университет, Университет управления и экономики, Санкт-Петербургский государственный
з морской технический университет, Меж-□ь дународный банковский институт, Санкт-0 Петербургский государственный техно-£ логический университет растительных ^ полимеров, Санкт-Петербургский госу-2 дарственный университет технологии и о дизайна, Российский государственный д педагогический университет им. А. И. Гер-ш цена, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Балтийский институт экологии политики и права.
Изучение отношения студентов высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга проводилось на основе информации, полученной в результате обработки ответов респондентов на несколько вопросов. Вопрос, насколько уверенно чувствуют себя студенты вузов в современном мире, позволяет оценить результативность и проблемы социализации и социальной адаптации современной студенческой молодежи в таком российском мегаполисе, как Санкт-Петербург.
Состояние социальных возможностей для включения студенческой молодежи в процессы, происходящие в среде ее жизнедеятельности, и отражение этого состояния в ее сознании, доведенность до ее ощущений, определяющая реалии ее социализации, позволяют оценить вопросы: «Как Вы думаете, можете ли Вы влиять своей личной активностью на то, что происходит в обществе, в Вашем городе, в учебном заведении?» и «Каким образом Вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения?».
Поскольку любые действия людей в обществе институционально обусловлены и организационно оформлены, постольку важную функцию в обществе выполняют молодежные организации, помогая подрастающему поколению в процессе социализации и социальной адаптации. Оценке их роли в жизни исследуемой группы молодежи способствует вопрос: «Какие молодежные организации, объединения,учреждения Вы знаете?»
И, наконец, способ проведения свободного времени, который является индикатором интересов и ценностных ори-
ентаций молодых людей, характеризуется при помощи ответов на вопрос: «Как Вы проводите свое свободное время?».
Обратимся к интегральному вопросу - о том, как студенты высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга чувствуют себя в современной жизни.
Как видно из распределения ответов, представленных в табл. 1, большинство студентов вузов чувствуют себя в современной жизни уверенно (44,14%). Вариант ответа «скорее уверенно» выбрали еще 41,38% респондентов.
7,59% студентов учебных заведений высшего профессионального образования чувствуют себя в современной жизни неуверенно, а 6,21% опрошенных выбрали вариант ответа «по-другому». Безусловно, данным группам молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества, с тем чтобы эти молодые люди обрели большую уверенность в себе, в своих силах. Такая поддержка даст возможность этим группам молодежи преодолеть трудности социальной адаптации и им будет легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.
В целом же можно констатировать, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей (85,52%) чувствует себя в современном обществе вполне уверенно. Данный факт дает основания предположить, что большинство петербургских студентов будет иметь достаточно сил для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию.
Уверенность в своих силах впоследствии должна будет обратиться в дела и поступки, из которых складывается и жизнь человека, и ткань общественной жизни. Учеба в вузе должна предоставлять деятельностные социальные лифты и площадки, позволяющие молодому человеку пробовать свои силы, осваивать предлагаемые обществом формы реализации жизненной позиции, т. е. показывающие и обучающие молодежь тому, как намерения людей перерастают в их деятельность.
Распределение ответов на вопрос: «Как вы чувствуете себя в современной жизни?» (можно отметить только один вариант)
Уверенно 64 44,14
Скорее уверенно 60 41,38
Неуверенно 11 7,59
По-другому 9 6,21
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, можете ли вы своей личной активностью влиять на то, что происходит в обществе, в вашем городе, в учебном заведении?» (можно отметить только один вариант)
Вариант ответа Количество ответов %
Затрудняюсь ответить 45 31,03
Поэтому обратимся к вопросам, которые показывают уровень социальной активности опрошенных молодых людей. Сначала - к мнению респондентов о возможности их влияния на общественную жизнь.
Большая часть ответивших на вопрос респондентов считает (табл. 2), что может влиять на события, происходящие в городе, учебном заведении и обществе своей личной активностью (48,97%).
Группа респондентов с прямо противоположным мнением (отрицательный ответ) составляет 17,24%. Затруднились с ответом 31,03% респондентов. Это - скорее пассивная часть молодежи, которая либо уже имеет отрицательный опыт попыток реализации своих намерений, либо еще не предпринимала таких попыток. Мнение первой группы сигнализирует о том, что имеющаяся совокупность социальных структур, форм и отношений ныне еще не достаточна для вовлечения молодежи в общественную жизнь, вторая - об определенной отвлеченности довольно большой группы молодых людей от социальной деятельности. Причинный ряд этой позиции может включать и неверие в собственные силы, и социальную инфантильность,
и недоверие социальным структурам и т. п., что в общем и целом можно отнести как к недоработкам воспитания и социализации, так и к недостаточности имеющегося социального пространства для включения в него активности молодого человека.
Факт, что количество респондентов, считающих себя способными повлиять своей личной активностью на процессы, происходящие в обществе, родном городе, учебном заведении, и респондентов, которые так не считают, распределились примерно поровну (48,97% и 48,27% соответственно), говорит о некой половинчатости имеющихся сегодня социальных возможностей (объективных и субъективных) для самореализации молодежи. Поэтому социально-позитивное будущее - за совершенствованием как воспитательных средств, так и развития социальной инфраструктуры молодежной деятельности.
Сегодня в России в направлении создания возможностей для вовлечения молодежи в общественную жизнь делается немало - начиная от избрания молодых людей депутатами в высший представительный орган государства, Государственную Думу, и заканчивая их
з участием в школьном или студенческом самоуправлении. Это и отражается во 0 мнении почти половины респондентов £ как уверенность в собственной возмож-^ ности влиять на общественную жизнь. ° В то же время, видимо, либо имеющих-о ся форм недостаточно, либо не хватает д индивидуальных импульсов для форми-ш рования активной и оптимистичной жизненной позиции почти у половины опрошенных студентов.
Стоит отметить, что в последнее время довольно высокую положительную динамику этой позиции придало развитие формального и неформального добровольчества (волонтерства). Учитывая, что это движение сейчас быстро набирает силу и участников в самых разных видах деятельности, можно заключить, что потенциал активности у российской молодежи весьма велик, остается только придать ей ценностно-идеологическое и структурное оформление. Это повысит социальную активность молодежи, придаст ей уверенность в собственных силах, повысит удовлетворение и веру в возможности общества, тем самым усилит и потенциал социализации, и де-ятельностный потенциал российского общества.
Теперь конкретизируем этот вопрос, обратив его к реальной деятельности, т. е. проанализируем ответы респондентов об их участии в общественной жизни своего учебного заведения. Участие студентов в общественной жизни учебного заведения характеризует их как молодых людей с активной жизненной позицией. Вовлеченность в общественную жизнь учебного заведения позволяет молодым людям приобретать навыки общения, организаторской деятельности, планирования, развивать ответственное отношение к делу, что в совокупности позволяет им подготовиться к взрослой жизни. Процесс социальной адаптации у таких молодых людей тоже будет проходить успешнее и целенаправленнее.
Итак, большинство опрошенных (59,32%) участвует в жизни вуза, присутствуя на различных мероприятиях (табл. 3). При этом у значительной части
респондентов такое включение происходит эпизодически (44,83%). Это свидетельствует об отсутствии системной, систематической, организованной общественной работы в вузах и недостаточной системе привлечения студентов к общественной работе.
Самыми популярными общественными мероприятиями, в которых студенты вузов регулярно принимают участие, являются спортивные мероприятия и праздники (по 13,79% ответов).
Третье место занимает участие в работе студенческого совета (11,72%).
5,52% респондентов ответили, что они участвуют в работе общественных объединений.
Таким образом, наибольшая часть молодых людей, обучающихся в вузах, вовлечена в общественную жизнь учебного заведения, участвуя в досугово-развле-кательных мероприятиях - такие ответы давались чаще всего. Организация досуга и развлечений тоже необходима для заполнения пространства жизнедеятельности молодежи (о чем подробнее - ниже), однако в этом векторе общественной жизни мало отражается специфика именно высшего учебного заведения. Этот момент особо подчеркивается еще одним фактором - участием в научно-практических конференциях, отмеченным лишь однократно и давшим скромную цифру 0,69% от общего числа ответов. Это обязательное направление в деятельности учреждения высшего профессионального образования, как ни странно, пока не обрело должного места в системе образовательных и социализу-ющих средств современного студенчества даже петербургских вузов.
17,24% респондентов дали ответы, свидетельствующие об их работе в общественных объединениях и членстве в студенческих советах. Можно утверждать, что именно данная группа респондентов, занятая более серьезной обще-
Распределение ответов на вопрос: «Каким образом вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения?» (можно отметить несколько вариантов)
Каким образом вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения? Количество ответов %
Являюсь членом студенческого совета 17 11,72
Принимаю участие в организации мероприятий 7 4,83
Участвую в мероприятиях:
Всего из них: 86 59,32
экскурсии, туристические походы 13 8,97
праздники (Новый год, памятные даты) 20 13,79
конкурсы 14 9,66
дискотеки 13 8,97
спортивные соревнования 20 13,79
научно-практические конференции 1 0,69
Принимаю участие в работе общественных объединений 8 5,52
Принимаю участие в мероприятиях эпизодически 65 44,83
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Какие молодежные организации, объединения, учреждения вы знаете?» (открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)
Молодежные организации, объединения, учреждения Количество ответов %
Городской студенческий совет 82 56,55
Профком 15 10,34
Дом молодежи 8 5,52
«Молодежное яблоко» 8 5,52
«Наш выбор» 7 4,83
«Наши» 5 3,45
12 коллегий 3 2,07
«Молодая гвардия» 3 2,07
Клубы 2 1,38
«Союз сварщиков» 2 1,38
«Право молодых» 1 0,69
«Бизнес-молодость» 1 0,69
«Этнос» 1 0,69
«Россия молодая» 1 0,69
Green peace 1 0,69
«Атмосфера» 1 0,69
«Селигер» 1 0,69
Секты 1 0,69
«Гвардия молодая» 1 0,69
з ственной деятельностью, имеет возможен ность приобретения опыта, весьма 0 полезного для дальнейшей социальной £ и профессиональной адаптации. ^ Следующий вопрос - о молодежных ° организациях. Присутствуя и принимая о участие в жизни молодежи, такие орга-g низации поддерживают молодых людей ш в период становления личности, выполняя двоякую роль. С одной стороны, они ин-ституализируют общественное представительство и социальную защиту интересов молодежи, а с другой, - предоставляют ей общественную (и даже политическую) площадку для самореализации и обретения социального опыта включения в общественные процессы и отношения.
Данный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов. Это дало возможность увидеть количество известных в молодежной среде и названных молодежных организаций. Как видно из табл. 4, студенты петербургских вузов отметили 20 организаций, деятельность которых связана с молодежью.
Итак, первое место в этом списке занимает Городской студенческий совет (56,55%). На втором месте - профкомы (10,34%).
Дом молодежи и организация «Молодежное яблоко» разделили третье место, каждый из них был отмечен 5,52% участников опроса. Четвертое место занимает организация «Наш выбор», которую назвали 4,83% респондентов. Замыкает пятерку лидеров организация «Наши» с показателем 3,45% опрошенных.
К группе молодежных организаций, объединений и учреждений, каждую из которых назвали по 2,07% студентов, относятся «Молодая гвардия» и «12 коллегий». К еще менее известным в среде петербургских студентов надо отнести «Клубы» и «Союз сварщиков», с которыми знакомы по 1,38% респондентов. И наименее упоминаемыми молодежными организациями стали «Право молодых», «Селигер», Green peace и некоторые другие, замыкающие таблицу.
В целом можно отметить, что уровень информированности вузовских студентов о молодежных организациях, работающих в городе Санкт-Петербурге, весьма невысок. Часто респонденты в качестве молодежных организаций называли неспециализированные организации, не точно определяя род их деятельности. Следовательно, у большинства опрошенных участников молодежные организации не играют важной роли в жизни, не присутствуют в системе социального пространства, не рассматриваются ни как площадка или ресурс для самореализации, ни как трибуна для отстаивания социально-групповых интересов. Соответственно, они отсутствуют в процессе социализации и социальной адаптации.
Наконец, обратимся к вопросу о том, как студенты вузов проводят свое свободное время. Известно, что досуг, при условии его правильной организации, - неоценимый фактор в функционировании, восприятии и присвоении молодежью ценностей духовной культуры. Он же - мощный криминогенный фактор в условиях, когда социально-культурное пространство пусто, и человеку, особенно молодому, некуда пойти и нечем заняться. Поэтому проблема досуга - это не только и не столько проблема свободного времени, его использования или провождения, сколько проблема освоения, воспроизводства и развития, даже просто заполнения, культурного пространства, формирования позитивной активности молодежной части населения. Это также вопрос о возможностях ее творческой реализации.
Заданный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов.
Как видно из табл. 5, большинство респондентов отдают свое свободное время друзьям (15,17%). На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у студентов петербургских вузов находятся занятия спортом (14,48%).
Третье место в распределении ответов на данный вопрос занимает работа (13,10%). На четвертом месте рас-
положился общий ответ - гуляю (13,10%). Такой способ проведения свободного времени, как чтение, оказался на пятом месте (11,72%).
Пятерка приоритетных способов проведения свободного времени позволяет заключить, что большая часть респондентов проводит время с пользой, отдавая его занятиям, развивающим духовные и интеллектуальные способности. В то же время данная часть респондентов не забывает и о развлечениях (выбирая «гуляю»).
Занимаются музыкой и посвящают время походам по 4,14% вузовских студентов соответственно. Тренировки занимают свободное время у 3,45% респондентов. Интернету отдали предпочтение 2,76% опрошенных. И, наконец, такие варианты проведения досуга, как сноубординг, самопознание и тренинги, упомянуты единично.
В целом можно выделить варианты досуга, способствующие социализации, социальной и профессиональной адаптации молодых людей, и отметить степень причастности к ним петербургских студентов: спорт - 14,48%, чтение - 11,72%, работа - 13,10%, культурные мероприятия, выставки - 7,3%, занятия музыкой - 4,14%, театр, музеи, кино - 6,90%, походы - 4,14%, самопознание, тренинги - 0,69%. Как видно из распределения ответов на этот вопрос, значительная часть петербургского студенчества выбирает в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие успешной социализации и социальной и профессиональной адаптации.
Вместе с тем, учитывая специфику именно вузовского, т. е. наиболее интеллектуального, студенчества вкупе с такой его особенностью, как пребывание в городе Санкт-Петербурге, культурной столице России, с его фантастически развитой инфраструктурой
культуры, эти показатели на уровне з 7-14% вузовской молодежи, приобщен- сь ной к его духовному богатству, прямо ^ скажем, вызывают некоторое разоча- £ рование и большую озабоченность. Вы- ^ ясняется, что сокровища культурной ° столицы и ее наиболее «окультуренная» о молодежь сосуществуют в значительной ^ мере как бы в параллельных мирах, ш а культурная социализация с ее огромным потенциалом в городе Петербурге пока остается, по большому счету, лишь потенциальной возможностью. Следовательно, одно из главных направлений Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной Правительством РФ в 2006 г. на перспективу до 2016 г., по вовлечению и информированию молодежи о возможностях самореализации в России и сегодня не потеряло свою актуальность.
Подводя общий итог проведенному исследованию, можно констатировать, что студенческая молодежь Санкт-Петербурга мало включена в общественную жизнь города и страны в целом, а самое главное - не очень-то и стремится принимать в ней активное участие. При этом потенциал активности у российской молодежи весьма велик, о чем свидетельствует быстрый рост популярности добровольчества. Однако несмотря на то, что уже сегодня в России в направлении создания возможностей для вовлечения молодежи в общественную жизнь есть серьезные достижения, тем не менее ей пока не хватает ценностно-идеологического и структурного оформления.
Уровень информированности вузовских студентов о молодежных организациях, работающих в городе Санкт-Петербурге, весьма невысок. Культура использования молодежных организаций в качестве инструментов защиты своих социально-групповых интересов и площадок для самореализации просматривается слабо.
В общественной активности студенчества города заметно преобладание до-суговых и развлекательных форм. Включение студентов в общественную жизнь вузов носит преимущественно эпизоди-
Распределение ответов на вопрос: «Как вы проводите свое свободное время?» (открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)
Как вы проводите свое свободное время? Количество ответов %
С друзьями 22 15,17
Занимаюсь спортом 21 14,48
На работе 19 13,10
Гуляю 19 13,10
Читаю книги 17 11,72
Отдыхаю 13 8,97
Театр/музеи/кино 10 6,90
Отдыхаю на природе 8 5,52
Походы 6 4,14
Музыка 6 4,14
Тренировки 5 3,45
Интернет 4 2,76
Сноубординг 1 0,69
Самопознание 1 0,69
Тренинги 1 0,69
ческий характер. В числе мероприятий, отмеченных наибольшей популярностью и посещаемостью, практически отсутствуют специфически-вузовские, научные события, призванные стимулировать интеллектуальную активность будущих специалистов с высшим образованием, освоение культуры и форм интеллектуальной деятельности, а значит, в целом хромает обеспечение общественно-интеллектуальной социализации вузовской молодежи.
Петербургские студенты, к сожалению, слабо используют огромный духовный потенциал культурной столицы страны.
Указанные факторы способны отрицательно сказаться на социальной адаптации выпускников вузов после студенческой скамьи, на их перспективах личностного и профессионального роста и успешности в жизни. Следовательно, задача вовлечения молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, поставленная в Стратегии государственной молодежной политики,
сегодня еще не решена и не потеряла свою актуальность.
И тем не менее, уровень и качество социального самочувствия петербургского студенчества внушают оптимизм, одновременно давая в целом положительную оценку имеющейся социализа-ционной среде. Значительная часть будущей интеллектуальной и профессиональной элиты страны, на которую возлагаются надежды и ответственность за ее будущее, чувствует себя в современном обществе вполне уверенно. Это не просто позитивный индикатор социального климата, показывающий наличный уровень объективных условий и возможностей, создаваемых обществом для социализации и социальной адаптации своего подрастающего поколения. Но также данный факт, с одной стороны, указывает направление и степень актуальности дальнейшей работы общественных структур по обеспечению успеха социализации российской молодежи. А с другой, - дает возможность полагать, что большинство петербургских
студентов будет иметь достаточно сил сиональной адаптации и обретения сво- -о
для дальнейшей социальной и профес- его места в обществе. cl
Литература
1. Гегель Л. А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации российской студенческой ° молодежи: социально-политический и образовательный аспекты (отчет о Всероссийском ^ исследовании). М.: Типография «Парадиз», 2008. ш
2. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. о
3. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo new. 2002. № 1.
4. Сазонов И. Е., Никифорова Е. Е. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (по материалам социологических исследований) // Credo new. 2012. № 2.
5. Сазонов И. Е., Никифорова Е. Е. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (по материалам социологических исследований) (продолжение) // Credo new. 2012. № 3.
1. Gegel L. A., Zubkov V. I., Nikolaev G. G. Valuable orientations of the Russian student"s youth: socio-political and educational aspects (report on the Russian research). M.: JSC Printing House Paradiz, 2008.
2. Lisovsky V. T. Soviet students: Sociological sketches. M.: Higher school, 1990.
3. Lisovsky V. T. Social changes in the youth environment // Credo new. 2002. N 1.
4. Sazonov I. E., Nikiforova E. E. Formation of professional plans of graduates of educational institutions of Saint-Petersburg (on materials of sociological researches) // Credo new. 2012. N 2.
5. Sazonov I. E., Nikiforova E. E. Formation of professional plans of graduates of educational institutions of Saint-Petersburg (on materials of sociological researches) // Credo new. 2012. N 3.