Средневековое городское право. III
Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.
Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в. Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.
Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.
Способы борьбы: 1) выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях),
2) длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы. Коммунальные движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Южн. Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии (Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII вв. становились городами-государствами. В Милане – центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в. город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.
Императорские города – аналоги коммун в Германии XII – XIII вв. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг и др.). Управлялись городскими советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.
Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами – коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами. Они выбирали из своей среды совет и его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города-коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам
Иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях . Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана. О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил «первый средневековый историк» Гвиберт Ножанский . Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г. Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно: «Коммуна – это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф. Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются». В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации. В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским. Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров. При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение – жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Однако немало значительных и богатых городов не могли добиться полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привилегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.
Важнейший итог коммунальной борьбы – освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин. В процессе развития городов в феодальной Европе сложилась сословие горожан – бюргеров, от слова Burg – город. Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремесленников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство XII-XIII вв. Усиливалось сопротивление крестьян феодальному гнету, в XIV-XV вв. – пик расцвета феод. системы города и горожане держали ведущую роль в области средневековой торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль города в развитии средневековой культуры.
Цехи. Городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в. Конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства, ремесло передавалось по наследству. Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: вида и качества. Нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. До конца 14 в. цехи в западной Европе охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов. Каждый цех имел своего святого покровителя, цасовню или церковь. Расслоение горожан привело к появлению городской «аристократии» - по финансовому цензу, ремесленники и мелкие торговцы со временем вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе, к ним присоединялись наемные работники и беднота. В 13-14 в. – цеховые революции. В 14-15 в. низшие слои городов поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне.
Система управления городами в Средние века была не такой, как сейчас. Особенно речь идет о раннем Средневековье. До 10 века ни один город в Европе не имел самоуправления.
Что такое коммуна?
Коммуна - это сообщество (группа) людей, которые имеют много общего между собой. Например, по принципу проживания на одной территории, по Такая группа людей также имеет родственные источники существования (получает доход, работая на одном объекте).
Что такое коммуна в Средневековье? На этот вопрос ответ однозначный - это городская община. в не была развита, поэтому миграция между городами была минимальной. Если человек родился в городе, значит, он в нем оставался на всю жизнь.
Как изначально была организована система управления городами? В принципе, ничего сложного не было. Вся земля принадлежала феодалам (крупным собственникам), которые могли распоряжаться ею по своему усмотрению. Главным феодалом страны зачастую был император (царь).
Борьба за самоуправление
Феодалы далеко не сразу осознали, что такое коммуна. А зря! Анализируя понятие "коммуна" по-современному, мы фактически видим зародыш гражданского общества. Люди имели собственную позицию, собственный общий взгляд на управление своим родным городом и хотели быть свободными в плане установки уклада жизни города.
Борьба за освобождение от проходила достаточно долго. Городское население всегда старалось решить вопрос мирным путем, но это не всегда удавалось, поэтому бывали и военные стычки. Но в основном процесс проходил мирным путем. Владельцы земель постепенно начинали понимать, что такое коммуна и какую пользу она может в итоге им принести. Люди освобождались от личной зависимости, приобретали определенные свободы.
Какие города получили коммунальные права?
Тут можно упомянуть французские города Буассон, Амьен, Лилль, Тулуза, а также бельгийские - Гент, Брюгге. В Италии по причине национальных особенностей процесс проходил немного по-другому, поэтому города получили еще и статус республик (Милан, Венеция, Генуя, Пиза и др.). В этих городах организовывались собственные
В эпоху, крестовых походов в главных континентальных странах Западной Европы происходило замечательное движение в городах, состоявшее в освобождении городов от власти феодальной аристократии и в превращении их в политически самостоятельные общины . Ранее всего это произошло в Северной Италии. Здесь в X и XI вв. некоторые приморские города , в особенности Венеция и Генуя, стали обогащаться, благодаря торговле с греческим и магометанским Востоком, а в эпоху крестовых походов они только еще более расширили свои торговые сношения с заморскими странами. Кроме того, в Италии началось развитие промышленности, которое обогатило некоторые ломбардские и тосканские города. Значительные материальные средства, скопившиеся в руках горожан, и большее умственное развитие этого класса населения не позволяли уже сеньорам итальянских городов (большею частью епископам) господствовать над горожанами так, как они господствовали вне городских стен, и мало-помалу города Северной Италии, получив от феодальных сеньоров разные уступки, превратились в настоящие республики, в состав населения которых на правах высшего класса вошло и само феодальное дворянство. Эти городовые республики имели свои народные собрания из всех совершеннолетних граждан, свои выборные думы и во главе по нескольку консулов для начальствования над милицией, для поддерживания внутреннего порядка и для отправления правосудия. Из ломбардских городов в XII в. особенно выдвинулся Милан, стоявший даже во главе их общего союза. Такое же явление произошло и во Франции, где городское население вступало даже прямо в вооруженную борьбу со своими сеньорами и заставляло их делать им разные уступки. В случае победы город превращался тоже в маленькую республику, носившую на севере Франции название коммуны, и в ней устанавливались тоже и народное собрание, и дума, и выборные начальники, которые назывались мэрами, т. е. старшинами (от лат. major) или эшевенами. Наконец, самостоятельные городские общины возникли и в Германии, тоже благодаря обогащению от промышленности и торговли. Особенно было много зажиточных городов на Рейне, на верхнем Дунае и во Фландрии. Прирейнские города стали приобретать разные вольности еще в XI в., при Генрихе IV, находившем для себя вообще выгодным помогать городам для ослабления епископов. Фландрские города, среди которых более всего выдвинулись Гент и Брюгге, возвысились в XII столетии. Гораздо уже позднее начали играть большую роль города голландские и ганзейские в северной Германии.
166. Значение развития городов
Развитие городов во вторую половину средних веков имело весьма важное историческое значение. Городской быт был полною противоположностью быту феодальному и потому внес в жизнь тогдашнего общества новые начала. Феодальное рыцарство было прежде всего сословием военным, горожане, наоборот, – классом людей промышленных и торговых. Материальная сила феодалов заключалась в их землях, и главным занятием населения отдельных сеньорий было сельское хозяйство, тогда как основу материального значения городов составляли товары и деньги, а их жители были заняты разными ремеслами, перевозкою товаров и торговлею. Население феодальных сеньорий находилось в крепостной зависимости от своих господ, но в городах устанавливалась гражданская свобода. Основой государственной власти в феодальных княжествах и барониях было землевладение, в городах ею стало общее согласие граждан. Наконец, развитие городов оказало большое влияние и на умственную культуру. Здесь, впервые начал складываться класс светских образованных людей, между тем как раньше образованными людьми были одни только духовные.
167. Социальный строй городов
Внутреннее устройство средневековых городов было весьма разнообразно, но повсеместно наблюдаются некоторые общие черты. Везде именно население делилось на городской патрициат и простой народ. Первый образовывался из сеньоров и рыцарей, если они входили в состав общины (в Италии), или из купцов, обогатившихся торговлею, остальную же массу составляли ремесленники и вообще рабочий люд. Сначала вообще только более зажиточные люди пользовались правом участвовать в городском управлении, т. е. делать общие постановления, выбирать городской совет и должностных лиц и т. п., но с течением времени и менее зажиточные жители добивались тех же прав, хотя для этого им приходилось вступать в борьбу с патрициатом. Большею частью это были ремесленники, которые соединялись в особые товарищества, известные под названием цехов; благодаря этой своей организации, они только и одерживали победу.
168. Цехи и их значение
Цехи вообще имели весьма важное значение в жизни средневековых городов. В эту эпоху отдельные лица охотно соединялись в товарищества для общего дела или для общей защиты. Соединялись в гильдии купцы отдельных общин, соединялись и города в целые союзы ради общих торговых и политических интересов. Цехи тоже были товарищескими соединениями ремесленников одной и той же специальности в отдельных городах. Вся обрабатывающая промышленность находилась тогда в руках ремесленников, и производство совершалось в маленьких заведениях, в которых работал сам хозяин, или мастер с очень небольшим числом наемных рабочих (подмастерьев), считавшихся его младшими товарищами (compagnons, Gesellen), и подростков‑учеников. Чтобы сделаться мастером, нужно было сначала выучиться мастерству и усовершенствоваться в нем в качестве подмастерья, т. е. уметь самому хорошо работать. Ремесленники одной и той же специальности выбирали в покровители себе какого‑либо святого (напр., плотники – св. Иосифа), ставили в церкви его статую, праздновали день его памяти и помогали больным или впавшим в бедность из свой среды. Мало‑помалу такие товарищества стали вырабатывать себе уставы, касавшиеся и самого занятия ремеслом. Основные черты цеховых уставов были следующие. Для того, чтобы заниматься каким‑либо ремеслом в городе, необходимо было принадлежать к цеху,который вообще ограничивал число ремесленных заведений одного рода, сообразуясь с заработком. Число подмастерьев и учеников тоже ограничивалось, чтобы у всех мастеров был приблизительно одинаковый заработок. Цеховые уставы заключали в себе также и разные правила относительно продолжительности учения, обращения с учениками и подмастерьями и т. п., а также и относительно техники производства, потому что цех брал на себя ручательство за доброкачественность работы. Полноправными членами цеха были одни мастера, которые из собственной же среды выбирали и своих старост. Цех работал обыкновенно лишь на свой город и на его округ, т. е. на местный рынок. Таким образом городская промышленность в средние века была лишь мелкая, рассчитанная на небольшой сбыт. Поэтому и обмен товарами между отдельными городами был сравнительно небольшой. Вот почему первыми денежными капиталистами в средние века были только купцы, ведшие крупную заграничную торговлю. Кроме экономического значения цехи имели значение и политическое, потому что, главным образом благодаря такой организации, ремесленники только и добивались права участвовать в городских делах.
169. Новое положение горожан в обществе
В эпоху раздробления главных стран Западной Европы на феодальные владения города, освободившиеся от своих сеньоров, явились новою политическою силою. Рядом с феодальными сеньориями стояли теперь республиканские коммуны, которые и вступили в борьбу с феодальным миром. С другой стороны, рядом с духовенством и рыцарством возник в каждой стране третий чин (третье сословие ), получивший во Франции название буржуазии , а в Германии – бюргерства (от слова бург, т. е.город). Городские общины окружали себя стенами, заводили собственную милицию, на свой страх вели войны. В политической борьбе они могла представлять и действительно представляли большую силу, а потому было важно и для пап с императорами, и для королей с феодальными сеньорами, на чью сторону будут становиться города. С возникновением городов, как самостоятельной политической силы, и государственная жизнь стала усложняться. С XII – XIII вв. в отдельных странах Западной Европы вообще существовали четыре политические силы: 1) королевская власть , 2) духовенство, 3) светская аристократия и 4) города . В разных странах эти силы соединялись между собою неодинаковым образом, но везде с развитием городов политическое устройство стало принимать новый вид.
§ 18. Средневековый город
Феномен средневекового города .
В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.
Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглавным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются
новые города.
К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.
Возникновение городов как центров торговли и ремесла .
Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегодные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.
Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.
Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них основным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монастыря, позже такие поседения превращались в города.
Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и крестьяне бежали от своих сеньоров в города.
Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.
С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Милан, Венеция, Севилья, Кордова.
Города и сеньоры .
Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.
Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисоюзы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.
По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали сопротивляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.
Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.
В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.
Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами управляли также королевские
чиновники.
Цеховые организации .
Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.
По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Но положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.
Постепенно ученик становился помощником мастера - подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).
В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.
Противоречия внутри городских общин .
В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.
При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.
Значение средневековых городов .
Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.
" |
Когда жаркое средиземноморское солнце стало понемногу склоняться к закату и белые известняковые стены домов утратили свой ослепительный блеск, на улицах города появились кучки людей. Все они направлялись к коммунальному дворцу - небольшому зданию, в котором заседали городские власти. Почтенные старцы из самых родовитых семей занимали свои привычные места на каменных скамьях, располагавшихся в зале, выходившем прямо на рыночную площадь. Уже собралась толпа любопытных: здесь скоро должно было начаться заседание коммунального суда.
Сегодня суд разбирал два дела. Первое из них касалось ссоры между двумя горожанами, закончившейся дракой. Второе было серьёзнее. Месяц назад в городе произошли столкновения между несколькими знатными родами, соперничавшими друг с другом. Нобили (так называли городскую знать) вывели на улицы и вооружили своих слуг, крестьян из соседних деревень и всю свою родню. Несколько богатых домов были разграблены и сожжены. Теперь суд должен был наказать зачинщиков и возместить ущерб потерпевшим.
С первым делом коммунальные судьи разобрались довольно быстро. Многочисленные свидетели подтвердили, что два пополана (так называли простолюдинов) сцепились на людной улице и один из них побил другого. Судьи, однако, заявили, что штрафовать обидчика они не будут. "Потерпевший - не гражданин города, и коммуна не будет его защищать", - сказал главный судья. Он вспомнил и о том, что этот человек во время последней войны бежал из города, прихватив с собой всю семью и имущество, и о том, что он уклонился от уплаты особого налога на ремонт городских стен. Припомнили потерпевшему даже то, что жену он выбрал не местную, а из соседнего города, да и бабка его была не здешнего рода. Коммуна отказалась считать потерпевшего "своим" человеком и предоставила ему возможность искать правду где угодно. Собравшаяся толпа встретила такой приговор одобрительно: пусть все знают наперёд, что коммуну следует уважать, защищать её во время опасностей и вовремя платить налоги.
Второе дело потребовало долгого разбирательства, и приговор по нему был суровым. Нобили, зачинщики смуты, навсегда изгонялись из города. Коммуна отбирала их дома и земли. Вернувшимся тайком грозила смертная казнь. Простолюдины, грабившие чужие дома, облагались немалыми денежными штрафами. Особо было рассмотрено дело нобиля, не участвовавшего в беспорядках, но с удовольствием наблюдавшего со стороны, как грабят и жгут дома его врагов. Он был наказан штрафом в 10 раз большим, чем бесчинствовавшие пополаны. "Благородный человек и вести себя должен по благородному", - заключил своё выступление старик-судья.
Небо из ярко-голубого давно уже стало синим. Колокола городского собора сзывали христиан к вечерней службе. Люди расходились, оживлённо обсуждая речи адвокатов, решения судей, судьбу осуждённых... Вряд ли нужно называть город, в котором всё это происходило. В XIII-XIV вв. подобные сцены разыгрывались во многих городах Южной Франции и Италии. На севере Европы, в Германии, Швейцарии, Скандинавии, Северной Франции городские порядки довольно сильно отличались от южных, средиземноморских, но коммуны - вольные, самоуправляющиеся города - существовали и там.
Судебное заседание, свидетелями которого мы только что были, раскрывает перед нами несколько важных черт, придающих средневековой европейской коммуне неповторимый, своеобразный облик. Прежде всего коммуна - это община. Численность её невелика. Население средневекового города редко превышало 3-5 тыс. человек. Поэтому многие горожане знали друг друга в лицо. Здесь трудно было спрятаться от соседей, схитрить, сделать что-то тайком. Люди зорко следили за своими согражданами и не упускали случая наказать тех, кто пренебрегал своими обязанностями. Горожане знали, что они могут и должны подать свой голос, когда решается судьба человека, высказать своё мнение о нём.
Но коммуна была совсем не простой общиной. Она состояла из знатных и незнатных горожан. Первых называли по-разному: нобили, патриции, гранды, сеньоры, "большие", "сильные"; вторых - чаще всего просто "народ". И те и другие ненавидели друг друга. Гранды время от времени грозились разрубить своими мечами пополанов, "как мясные туши". Пополаны, лишённые права носить оружие, могли только жаловаться на знать в судах. Вот слова одного из флорентийских пополанов, произнесённые во время судебного заседания: "Гранды - это волки и хищные люди, которые хотят господствовать над народом". Коммуна предъявляла к нобилям особые требования, строго наказывая их за междоусобные стычки и мятежи, трусость, проявленную во время сражения. Совсем обойтись без грандов коммуна не могла: только они умели вести переговоры с иностранными государями, составляли рыцарское войско, покупали дорогие изделия местных ремесленников.
Противоречия между нобилями и пополанами выходили на поверхность не так уж и часто. Они больше походили на угли, тлеющие под толстым слоем пепла. Зато столкновения между разными родами знати происходили почти ежедневно. Взаимные издёвки, ссоры в кабаках, драки между слугами легко перерастали в настоящие войны. Противники запирались в высоких башнях дворцов, похожих на крепости, и проходящие по улицам горожане без удивления смотрели на град камней и стрел, которыми враги осыпали друг друга. Знатные роды как бы постоянно испытывали друг друга "на прочность". Те, кто не выдерживал этого испытания, вытеснялись из коммунальных советов и судебных палат, лишались участия в выгодных торговых предприятиях. Этих людей переставали уважать и бояться. Спасти свою жизнь в таких условиях было не просто, и до преклонных лет доживали сравнительно немногие отпрыски знатных семейств. Сигналом к побоищу могло стать любое неосторожное движение. Один из флорентийских хронистов (составителей средневековых хроник) XIV в. рассказывает о таком случае. На похоронах знатной дамы присутствовали представители двух враждующих партий. Все молча расселись: старики - на скамьях, молодёжь - на циновках у стен. Был жаркий летний день, и один из молодых людей лёгким движением смахнул пот со лба. Тут же несколько десятков его врагов вскочили с мест, схватившись за кинжалы. Они восприняли жест юноши как сигнал к нападению. Немедленно взялась за ножи и другая сторона. С большим трудом старикам удалось развести врагов, запретив им устраивать побоище над гробом почтенной дамы.
Коммуну терзали не только вражда между нобилями и пополанами, кровавые счёты между отдельными знатными родами. Недолюбливали друг друга и жители отдельных городских кварталов, и члены разных ремесленных цехов. В итальянском городе Сиене издевательские прозвища, которыми ещё в XIII в. наделяли друг друга жители разных частей города, продолжают употребляться и сейчас, причём слова эти известны даже трёхлетним малышам.
Итак, коммуна представляла собой общину, в которой все зависели от всех и все воевали против всех. Острые столкновения были неизбежны: слишком тесно были "прижаты друг к другу" в рамках небольшой общины гордый гранд, в жилах которого текла кровь королей, и бедный батрак, зарабатывавший себе на жизнь возделыванием чужих виноградников; богатый купец, дававший взаймы королям и герцогам, и рыночная торговка, продающая зелень со своего огорода. Поэтому коммуна была очень озабочена тем, чтобы обеспечить единство всего городского населения, придать этому единству наглядный, торжественный вид.
Средневековые горожане очень любили пышные, торжественные процессии и шествия, устраивавшиеся по любому мало-мальски значительному поводу. В день почитания святого, которого считали покровителем города, на улицах появлялись все горожане от мала до велика, нарядно разодетые. Стены домов украшались коврами и гирляндами цветов. Люди выстраивались в колонну. Они несли красивые зажжённые свечи, статуи святых, облачённые в праздничные одежды, флаги и гербы ремесленных цехов и городских кварталов. Открывали шествие, как правило, городские нищие и шуты. Они несли на высоких шестах свои особые знаки - нищенскую суму, погремушку или шутовской колпак. Наделяя каждую группу населения своим гербом, коммуна как бы признавала за всеми право на существование. "Все мы нужны друг другу, - говорили своим соседям и вчерашним врагам умилённые торжественным шествием горожане, - у всех у нас один Бог и один святой защитник".
Потребность горожан в единстве заметна и в деятельности городских советов - высших органов коммунальной власти. Советы насчитывали до нескольких сотен человек, и решения они принимали голосованием. Обсуждения городских дел в советах нередко были очень бурными, но даже после яростных споров решения принимались почти единогласно. Сохранение единства чаще всего было важнее обеспечения личных интересов. Приемлемое для всех решение приходилось искать очень долго, но все знали, что если оно не будет найдено, то платить за упорство обеим сторонам рано или поздно придётся кровью.
Единство горожан олицетворяли также епископ и главный городской собор. Его называли кафедральным, потому что там находилась кафедра - специальное возвышение, на которое поднимался епископ. Размеры и убранство кафедрального собора были предметом особой гордости коммуны. На его строительство обычно не жалели ни времени, ни средств. Епископ же был почитаемой фигурой не во всех коммунах. Многие из западноевропейских средневековых городов пережили полосу длительной борьбы с местными епископами. В тех случаях, когда епископ был феодальным сеньором, хозяином города, коммуны вели с ним ожесточённую борьбу. Дело доходило и до изгнания епископа из города, и до покушений на его жизнь.
Выступления коммун против феодальных сеньоров, не только церковных, но и светских - графов, герцогов, королей, императоров, - историки называют "коммунальным движением". Это движение начинается в Западной Европе почти повсеместно в конце XI - начале XII вв. в связи с быстрым ростом городов, развитием городских ремёсел и торговли. В Северной Италии и Южной Франции большую роль в успехе коммунального движения сыграло мелкое рыцарство, озабоченное превращением своих земельных наделов, полученных за военную службу, в наследственные владения. Сговорившись с городской верхушкой, эти рыцари не раз обра-щали оружие против крупных феодальных сеньоров, защищая от их посягательств как права горожан, так и свои собственные привилегии. Многие из рыцарей вскоре переселились в города и дали начало знатным родам южнофранцузских и итальянских коммун. На севере Европы горожане чаще всего не имели такой мощной поддержки со стороны. Поэтому им приходилось бороться с сеньорами в одиночку. Борьба эта оказалась более затяжной и менее удачной, чем в Южной Европе.
Феодальные сеньоры довольно быстро поняли, что молодые коммуны готовы платить за свою свободу немалые деньги. Оказалось, что с городами выгоднее договариваться, чем воевать. Результатом этих договоров стали особые документы, которые историки называют "коммунальными привилегиями". В этих привилегиях закреплялись городские свободы и права, обязанности города и сеньора по отношению друг к другу. Чаще всего города настаивали на своём праве иметь собственный суд, самостоятельно избирать городских должностных лиц.
Важным было также требование частичной или полной отмены контроля сеньора за хозяйственной деятельностью горожан.
Но значение привилегий заключалось не только в этом. Они чаще всего составлялись по образцу вассальной присяги, которую город-вассал приносил сеньору-сюзерену. По средневековым представлениям, вассальный договор могли заключить лишь стороны, признающие друг друга равными и вступившие в союз не по принуждению, а по дружбе и любви. Тем самым сеньоры, дававшие городам привилегии, признавали их равными себе, чего в первую очередь и добивались коммуны.
Так в Западной Европе XII-XIII вв. возникает патрицианская коммуна. Её ядро в каждом городе составляют несколько десятков знатных родов, связанных друг с другом клятвой о взаимопомощи. В Германии подобные коммуны первоначально так и называли - "клятвенные сообщества". Мы видим, что сначала коммуной называли далеко не всё городское население, а только его организованную, политически активную часть. В некоторых западноевропейских странах, например в Германии, патрициат так и не выпустил из своих рук власть в городах, удерживая её вплоть до начала Нового времени. Так же обстояло дело в большинстве швей-царских и французских коммун.
Несколько иной путь прошли итальянские коммуны. В наиболее экономически развитых областях страны, в первую очередь в Тоскане, пополанам, которыми верховодили богатые, но незнатные купцы и банкиры, удалось потеснить старую городскую знать, взяв управление делами в свои руки. Возникла пополанская коммуна. Наиболее ярко с конца XIII в. она проявила себя во Флоренции. Здесь к власти пришли торговые и ремесленные цехи; их представители разделили между собой важные городские должности и доходные посты, издали ряд суровых законов, направленных против грандов. Не нужно думать, что пополанская коммуна была демократическим государством. Знать продолжала играть большую роль в политической жизни Флоренции и после победы богатых пополанов. Правда, теперь нобили должны были записываться в цехи, если они хотели заниматься политической деятельностью. За соблюдением знатью коммунальных законов во Флоренции следили более строго, чем в других коммунах. В пополанских коммунах грань между старой аристократией и незнатными богачами стала быстро размываться: пополанская верхушка роднилась с грандами, перенимала их замашки, презрение к простонародью. Пополанская коммуна была почти так же далека от современных представлений о демократии, как и патрицианская.
Расцвет средневековых коммун пришёлся в Западной Европе на XIII-XV вв. В это время крупные феодальные государства были ещё недостаточно сильны, чтобы подчинить себе богатые и процветающие города. Широкое распространение огнестрельного оружия, больших наёмных армий и развитие заокеанской торговли нанесли сильный удар по независимости и благосостоянию городских коммун. У них не хватало теперь сил ни на ведение войн, ни на защиту своих торговых интересов в заморских землях. Большинство средневековых коммун вошли в состав сильных королевств, таких, как Французское или Испанское. В Германии и Италии многие города, напротив, сохранили свою независимость ценой хозяйственного упадка и застоя.
Время существования городских коммун - одна из самых ярких страниц истории Европы. Во многих европейских странах бережно хранят память о прошлом своих городов, реставрируя отдельные средневековые здания и целые улицы; есть даже небольшие городки, полностью сохранившие свой прежний облик. В таких городках достаточно кинуть монету в щель специального автомата - и старая коммунальная мельница начинает вращать своими крыльями, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее... Кажется, что крылья эти дви-жутся не спрятанным мотором, а самим ветром Истории.
Но память о средневековых коммунах хранят не только живописные улочки старого Дубровника, величественные соборы Милана и Кёльна, забавные игрушки немецких городков-музеев. Коммуна, зажатая своими стенами и рвами на крошечной территории, смогла вырастить и воспитать нового человека, которого она подарила новой Европе. Этот человек с любопытством присматривался ко всему окружающему. Он был жаден не только до денег, но и до знаний и полезных навыков. Преследуя личные интересы, он не забывал и о своих обязанностях перед обществом. Коммуна научила его тому, что честным и трудолюбивым человеком быть выгоднее, чем лентяем и вором. Горожанин стал принимать важные решения без оглядки на Бога и короля, опираясь на свой разум, опыт и смётку.
В конце средневековья городская коммуна постепенно уходила в прошлое, но детям её, вырвавшимся на просторы мира, суждена была большая и широкая дорога. Они открывали новые земли, приникали к окуляру микроскопа, изобретали паровые машины, бумажные деньги, задумывались о равенстве людей и справедливом общественном устройстве... Крутятся, крутятся крылья старой коммунальной мельницы... Она ещё не перемолола всё грубое зерно в чистую муку. Бросим и мы на прощанье свою монету в автомат: встреча со средневековой коммуной - незабываемая встреча.