Типология народных характеров в поэзии некрасова. Сочинение «Тема народа в творчестве Н
Судьба крестьянина-труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта.
Он открыл читателю новую реальность, главным лицом которой явился русский народ – сеятель, хранитель, кормилец. Уже в первом сборнике (1856, не считая юношеского «Мечты и звуки») Некрасов стремился дать как можно больше типов, охватить всю полноту народной жизни – драматичной, исполненной страдания и борьбы за выживание. Здесь нет призыва к бунту. Он просто открывает читателю ежедневное бытие, в котором нет ничего, кроме непосильной работы и несправедливости.
Главные и самые необычные для русского читателя герои – это жители деревни. В поэзии Некрасова впервые мужик заговорил своим языком – непридуманным, стилизованным под народное звучание, а тем самым – настоящим, подлинным. Это тоже стало одним из некрасовских достижений. В безыскусных исповедях его героев постоянно присутствует одна и та же тема: тема мучительной жизни, изменить которую нельзя.
Стихотворение«В дороге» повествует о нелегкой доле крестьянина, при этом «мужик» сам рассказывает о своей жизни. Какие возможности открывала такая форма изложения? Рассказ человека о себе самом позволял глубже раскрыть особенности его миропонимания, его психологии.
Новаторство стихотворения:
а) изображение в лирике внутреннего мира человека из народа, мужика;
б) главный предмет изображения – жизнь народа;
в) необычность композиции: образ Груши возникает косвенно, в рассказе ямщика, а его рассказ дается в обрамлении;
д) особенности языка и интонации;
е) богатый подтекст и объемность лирического повествования.
http://pishi-stihi.ru/v-doroge-nekrasov.html
В стихотворении «Тройка» Некрасов видит две жизненные дороги, открывающиеся перед красавицей – крестьянской девушкой: «легкий путь» эксплуатации ее красоты и прямой торговли ею и «тяжелый», где нет ничего, кроме работы, «черной и трудной». Внешне эти дороги противоположны, открыто контрастны. В скачке бешеной тройки и хмельном угаре ямщика угадываются мотивы будущего «страшного мира». Этот мир несет гибель живой душе. При всей своей поэтической прелести «Тройка» – одно из самых грустных, безысходных стихотворений Некрасова, рождающих внутреннюю тревогу и тоску.
Со стихотворением и дополнительным анализом можно ознакомиться тут:
http://pishi-stihi.ru/trojka-nekrasov.html
Стихотворение «Родина» – это воспоминания о помещичьей усадьбе, где провел свое детство поэт; гневное обличение несправедливости общественного строя (название стихотворения приобретает более широкий смысл: не только место рождения, а Отечество, страна, гражданином которой является поэт). Скупыми, точными эпитетами поэт срывает покровы с «роскошных» картин дворянской усадьбы, какие рисовали поэты-романтики: жизнь отцов бесплодна и пуста, бессмысленное чванство, грязный разврат, мелкое тиранство, рой подавленных и трепетных рабов. Именно здесь, в помещичьем «гнезде», лирический герой получил первые жизненные уроки, научился ненавидеть. Чувства тоски, хандры владеют лирическим героем. Такова экспозиция стихотворения.
Вторая (основная) часть контрастно рисует трагизм бесправного положения «рабов». Прежде всего, возникает воспоминание о «болезненно-печальном» облике матери. Молчаливая и покорная раба мужа – угрюмого невежды, для поэта всегда оставаясь гордою и прекрасною. Няня, утешавшая мальчика в тяжелые минуты, - тихая, ласковая, добрая женщина. Сейчас, став взрослым, лирический герой понимает бессмысленность и вредность такой доброты. Злу надо противопоставлять не кротость, а ненависть и непримиримую вражду. И теперь уже не хандра, а жажда борьбы, мятежа против крепостничества владеет им. Сложные душевные движения, глубокая взволнованность переданы стихом энергичным, суровым, словами резкими, негладкими. Слова, выражающие контрастные чувства, поставлены в начале строк. Прием контраста, наличие элементов ораторского стиля (церковнославянизмы, риторические вопросы и восклицания, повторы и т.д.), точные и острые эпитеты, сравнения, метафоры – все ведет читателя к раздумьям о народе и Родине.
Со стихотворением и дополнительным анализом можно ознакомиться тут:http://pishi-stihi.ru/rodina-nekrasov.html
Образ героя в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот герой в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 60-х годов. В некрасовской лирике появляются размышления о том, что даст народу свобода, как он примет ее, как осознает. Персонажи Некрасова – подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения.
Наиболее отчетливым признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. В раннем творчестве этой теме не было уделено сколько-нибудь заметного внимания. Теперь же он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных русскому крестьянству. Следует заметить, однако, что изображение народа не остается у Некрасова неизменным.
Во второй половине 40-х гг. поэт рисует крестьянскую жизнь как бы «со стороны»: он сочувствует, сопереживает, но сам находится на некотором расстоянии от объекта изображения. Так, например, построено стихотворение «В дороге» (1845).
Герой стихотворения - ямщик, с горечью и недоумением рассказывающий о своей неудавшейся жизни, о жене, которую господа по барской прихоти начали было приобщать к просвещению, а затем насильно отдали замуж за него, бедного крестьянского парня.
Но есть в стихотворении и еще один персонаж: это тот, кого везет ямщик и по просьбе которого рассказывает о несчастной судьбе своей. Понятно, что собеседник ямщика (разумеется, это не Некрасов, это самостоятельный образ-персонаж) сочувствует ему, но, кажется, не больше. Впрочем, может быть, в данном случае это ирония в адрес путешествующего барина, который лишь от скуки, от безделья выслушивает ямщика? («Скучно! Скучно!... Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку».) Или же это особый художественный прием, так называемая «рамочная композиция», объясняющая, мотивирующая исповедь ямщика? Какое из этих объяснений представляется вам более убедительным?
Так или иначе, но чувствуется, что крестьянский мир для поэта все еще до некоторой степени посторонний, достойный участия и жалости, но все же чужой. Примерно так же обстоит дело и в «Тройке» (1846). С глубокой грустью пишет поэт о судьбе очаровательной девушки:И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Все стихотворение представляет собою монолог автора, обращенный к ней, «чернобровой дикарке». Но если есть ты, то есть я (во всяком случае, подразумевается), - я рассказчика, повествователя, поэта. Он, несомненно, сочувствует своей героине, жалеет ее, скорбит о ее горькой участи. Но и здесь это все же взгляд со стороны, взгляд на иной мир, подчиненный не законам разума, а каким-то странным, диким, неразумным обычаям, которых не избежать, от которых не спрятаться: «Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть».
Не сразу придет к Некрасову осознание того, что народ - не просто пассивный объект сострадания и сочувствия, в нем заключено величайшее нравственное богатство, что именно в народе (и только в нем) сосредоточены ценности и общенационального, и общечеловеческого характера, то, что явится ориентиром для самого поэта и в этическом, и в эстетическом плане. Тогда муза поэта окажется родной сестрой избиваемой кнутом молодой крестьянки («Вчерашний день, часу в шестом...», 1848).
Достоевский писал, что Некрасов «преклонялся перед правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и истину народную, и истину в народе, и что истина есть и сохраняется лишь в народе». Но к такому пониманию поэт пришел не сразу.
- Новое!
В поэзии Некрасова 60-70-х гг. XIX в. важное место занимает так называемая «покаянная лирика». Для этого были веские причины. Так, в 1866 г., надеясь предотвратить закрытие журнала «Современник», Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные...
Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой - понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа....
Отличительной чертой поэзии Некрасова являет Родина, она служила общественным интересам Некрасова своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства....
"Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой...
Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.
Волга как символ Родины в стихах Некрасова
В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что
«когда-то был помещиком и я».
Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.
Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнена наша земля…
Поэт обращается к русскому народу с вопросом:
«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»
Любовь к русскому народу
Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ
«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.
О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.
Русская женщина в поэзии Некрасова
Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:
«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» (образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.
Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.
«Как женщину, ты Родину любил»,
— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ , Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который
«труды, надежды, помышленья — все отдал»
Родине. Если бы таких людей не было в России,
заглохла б нива жизни».
Гражданские мотивы в лирике
Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Не может гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:
«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости!..»
Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:
«Кому на Руси жить хорошо?»
И сейчас ждем:
» вот приедет барин, барин нас рассудит».
Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».
Заслуга Некрасова в том и состоит, что, обратившись к теме народного горя, он не пожертвовал сложностью и своеобразием характера своего лирического «я».
Стихотворение «В дороге» (1845) открывает народную тему в творчестве Некрасова. Именно с него начинается подборка текстов в книге «Стихотворения» 1856 года. В сюжете стихотворения завязывается узел настроений и мотивов, которые будут свойственны всей «народной» лирике поэта.
Рассказ ямщика о своей судьбе - типичная ситуация многих народных песен и романсов. Бег удалой тройки, звон бубенцов - вот характерное образное сопровождение «ямщицкой были». А ее непременными персонажами соответственно являются «удалой ямщик», «добрый молодец» и «красная девица». Под пером Некрасова этот традиционный любовный «треугольник» наполняется не условно-поэтическим, как в фольклоре, а глубоко жизненным содержанием. Вместо «доброго молодца» - скучающий автор: «Скучно, скучно!../Ямщик удалой,/Разгони чем-нибудь мою скуку!» Однако вместо «удалого ямщика» автор видит перед собой внутренне растерянного человека, всецело погруженного мыслями в дрязги своей неудавшейся семейной жизни: «Самому мне невесело, барин:/Сокрушила злодейка-жена...» Коряво-грубоватый выговор ямщика, насыщенный просторечиями и диалектизмами, отражает как в капле воды приземленное и сбитое с толку свалившейся бедой сознание «человека из народа». И наконец, вместо «красной девицы» в рассказе ямщика возникает образ барышни-крестьянки Груши, воспитанной по-господски, а затем отданной «на село», в крестьянскую семью с ее суровыми патриархальными нравами. Таким образом, «ямщицкая история» объединяет три изломанные, неудавшиеся человеческие жизни, три одинокие судьбы, случайно сошедшиеся на одном пространстве бесконечной, как русская тоска, дороги. Три судьбы, ищущие поддержки и сочувствия друг у друга. Получается та самая «круговая порука», о которой впоследствии напишет Некрасов в письме к Л. Н. Толстому. И пусть в конечном итоге тоска лирического героя разрешается ничем, а рассказ ямщика им прерван, все же у читателя остается ощущение тесной слитности судеб «верхов» и «низов»: драма человеческих отношений, увы, не знает сословных границ.
В известном стихотворении «Тройка» (1846) перед нами зарисовка обычной деревенской картины, которую внимательный взгляд лирического автора как бы случайно выхватил из потока будничных мелочей: деревенская девушка загляделась на промчавшегося мимо на лихой тройке красавца корнета. Но именно силой авторского видения эта сцена на наших глазах словно замедляется, растягивается во времени. В результате читатель имеет возможность вместе с автором осмыслить этот единичный случай в контексте некоей общей, «типической» судьбы русской крестьянки, возвести частное к общему, увидеть связь единичного факта с трагической долей любой девушки, уготованной ей всем безжалостным строем крепостной деревенской жизни. Автор мысленно как бы заглядывает в будущее своей героини, реконструирует, в духе «физиологического очерка», ее социальную биографию, которая потечет по раз и навсегда установленному руслу: несчастливое замужество, суровый гнет патриархальной крестьянской семьи, тяжелый физический труд и ранняя смерть. Автору остается только сожалеть о «бесполезно угасшей силе» и загубленной, не успевшей расцвести и «согреть грудь» любимого красоте героини. Взгляд в ее трагическое будущее возвращает лирического автора к исходной картине, послужившей толчком для его раздумий, и теперь, с высоты достигнутого социального обобщения, он в новом свете представляет себе существо происходящего: идиллич-ность увиденной картины обманчива, а надежды «чернобровой дикарки» на счастье несбыточны. А потому финальное обращение автора к героине-крестьянке исполнено неизбывной горечи и трезвого скепсиса:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Трезвый взгляд на возможность крестьянского «счастья» в условиях крепостного уклада жизни современной России, умение видеть связь между единичным явлением и некоей общей, глубинной причиной, его породившей, подчас рождает в душе лирического автора не только сочувствие к судьбе обездоленных низов, но и беспощадную иронию по адресу глубоко въевшейся в крестьянское сознание веры в «доброго» барина, в счастье, дарованное «сверху», усилиями власть имущих. Развенчанию подобных патриархальных иллюзий посвящено известное стихотворение -«Забытая деревня»" (1855), жанр которого можно определить как патриархальную антиутопию. Проходящая рефреном через все стихотворение фраза: «Вот приедет барин - барин нас рассудит» - стала крылатой в современном лексиконе. Она вскрывает несостоятельность идеала «соборной» жизни, представлений русского народа о поместной жизни как некоем общечеловеческом «братстве» господ и слуг, где социальная рознь отступает на задний план перед общностью веры и национальных традиций.
Однако Некрасов не был бы Некрасовым, если бы остановился только на критике «ограниченности» народного сознания, его неспособности считаться с реалиями суровой социальной действительности. Дело в том, что патриархальные нравственные идеалы, коренящиеся в духовном строе народного православного сознания, несмотря на всю их утопичность, в то же время имели для Некрасова значение некоей абсолютной нравственной нормы, не зависящей от преходящих исторических условий. Это были те самые «вечные» ценности, которым народ не изменял даже вопреки требованиям сиюминутной исторической правды. И Некрасов прекрасно понимал всю духовную высоту подобной позиции. И в этом случае он мог отбросить в сторону свой интеллигентский скепсис и уже с высоты народного религиозного идеала оценить действия власть предержащих. Подчас эти две позиции - критика и идеализация религиозного мироощущения народа - сложно совмещаются в рамках авторского сознания и образуют прихотливую полифонию (многоголосие) точек зрения на происходящее. Так происходит в известном стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858).
Композиция «Размышлений у парадного подъезда», как известно, трехчастна. Первая часть представляет живую зарисовку будничной уличной сценки: швейцар прогоняет крестьянских просителей от дверей «важного» казенного учреждения. Этот «случайный» факт, словно выхваченный из городской сутолоки, в сюжете стихотворения получает обобщенный, глубоко символический смысл. И все благодаря образу автора-рас-сказчика. С одной стороны, мы видим собирательный образ чиновничьего Петербурга, одержимого «холопским недугом». С другой - по контрасту возникает собирательный образ другого «недуга», воплощенного в смиренных фигурах народных ходоков: «Допусти»,- говорят с выраженьем надежды и муки». Их портрет, включая и речь, рассказчик дает как бы один на всех. Уже в этой картине просители-«холопы» и просители-«пилигримы» (странники) и сближены, и вместе с тем противопоставлены друг другу. Сближены самим фактом человеческой нужды, приведшей их к одному и тому же «парадному подъезду», и разделены сословной спесью и чванством, мешающими увидеть друг в друге «братьев по несчастью».
И лишь взгляд автора, возвышающийся над этой «суетой сует», позволяет обнаружить в ней некий примиряющий смысл. В единый авторский монолог как бы вплетаются голоса всех действующих лиц уличного происшествия. Сначала отчетливо различим гневно-саркастический тон самого автора. Потом в авторское повествование вклиниваются казенные интонации чиновничьего жаргона: «записав свое имя и званье», «убогие лица», «прожектер», «вдовица» и т. п. Потом, с появлением мужиков, слышится спокойно-уважительный голос рассказчика, назвавшего крестьян «деревенские русские люди». Однако этот голос тут же соскальзывает в несколько иной, народно-песенный стилевой регистр: «свесив русые головы», «развязали ко-шли пилигримы», «скудной лепты». Так в исторических песнях и духовных стихах величает сам народ своих «заступников», «калик перехожих», странников. Не успел рассказчик взять свойственную ему «страдальческую» ноту (например, о крестьянах: «говорят с выраженьем надежды и муки»), как она перебивается мещанским выговором швейцара: «гостей оглядел: некрасивы на взгляд!», «армячишка худой», «знать, брели-то долгонько». Такое многоголосие будет свойственно авторской речи до конца стихотворения. Авторское сознание оказывается способно вместить в себя сознание людей разных сословий, что говорит об отзывчивости его души. Он равно скорбит и за «холопский недуг» высокопоставленных просителей, и за оскорбительную угодливость швейцара, и за выражение «надежды и муки» на лицах ходоков. Автор не делит Россию на «крестьянскую» и «остальную». За все болит его сердце. В заветные двери «парадного подъезда» стучится вся Россия, со всем хорошим и плохим, что в ней есть.
Вторая часть - портрет «счастливого» вельможи - контрастно сопоставлена с картиной жизни «несчастных» в первой части. Портрет «владельца роскошных палат» максимально обобщен, что придает контрасту «несчастных» и «счастливых» общечеловеческий, несводимый только к «злобе дня» смысл.
Дело в том, что если несчастье народа - это суровая истина, то «безмятежная аркадская идиллия» жизни вельможи - это иллюзия, старательно внушаемая ему льстецами, а также «дорогой и любимой» семьей, «ждущей смерти» его «с нетерпеньем». А вывод опять-таки напрашивается один: «низы» и «верхи», несчастные и так называемые счастливые, в сущности, глубоко одиноки. Черствость и равнодушие окружающих равно угрожают и тем и другим. «Владелец роскошных палат» испытывает ту же драму непонимания, какую пережили только что прогнанные им странники. Один несчастный грубо отталкивает от себя других таких же несчастных, не понимая, что прогоняет он своих же сочувственников:
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Отношение русского народа к страннику - почтительное, граничащее с преклонением перед его подвижничеством. Он и воспринимается не как обыкновенный, а как «божий человек», обидеть которого - грех. Поэтому «владелец роскошных палат» виноват не только перед этими конкретными мужиками, но и перед всей «Русью крещеной» («И сойдешь ты в могилу... герой,/Втихомолку проклятый отчизною...»). И совершает он не какое-то должностное преступление, а преступление против совести, против Бога («Не страшат тебя громы небесные...»).
И вот только теперь, замкнув всю горечь безысходной скорби на «глухих к добру», автор начинает свой знаменитый эпический «плач», венчающий стихотворение. Здесь авторский голос полностью сливается с ритмом народного речитатива. Сотканный из бесконечной цепи анафор, начинающихся с одного и того же «Стонет», этот «плач» эпичен прежде всего потому, что обращен он не только к собственно «народу». Он обращен к Родине: «Родная земля! Назови мне такую обитель...» А значит, и ко всем «пилигримам», и ко всем «владельцам», и... к себе самому.
Верность теме «страданий народа» Некрасов подтвердил в программном стихотворении «Элегия» (1874). Необычен уже сам выбор жанра для воплощения этой темы. В отечественной поэтической традиции элегия, как правило, ассоциировалась со стихотворением личной тематики, в печальном строе чувств которого отражались разлад между мечтой и действительностью, настроения разочарования и одиночества лирического героя. Эти же настроения, в сущности, доминируют и в некрасовской «Элегии», только их первопричиной служат не личные, а народные бедствия, а адресатом - не сам герой или его возлюбленная, а русское крестьянство. Поэта волнуют его судьбы в пореформенную эпоху:
В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..
По мере развития лирического сюжета стихотворения можно наблюдать, как личная эмоция без остатка сливается с чувством гражданской тревоги за народные судьбы и в конце концов растворяется в последней. Поэта волнует главный вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Иными словами, привела ли относительная экономическая и социальная свобода к внутреннему раскрепощению русского крестьянина, его духовному росту? Существует ли между этими процессами прямая причинно-следственная связь? Или же эта связь в действительности предстает не в столь однозначном, прямолинейном выражении? По ходу своих раздумий поэт склоняется именно к последнему выводу, ибо тот, «кому посвящены мечтания поэта,-/Увы! Не внемлет он - и не дает ответа...». Таким образом, уже в «Элегии» проблема народного счастья понимается весьма широко: это не только вопрос о довольстве и материальном благополучии крестьянства, но и вопрос о сохранении нравственных, в том числе и религиозных, идеалов народа, как они отразились в его труде, быте, верованиях, обрядах, разнообразных видах творчества, наконец. И такая широта постановки проблемы понятна и объяснима: в 1874 году Некрасов уже работал над своей самой значительной поэмой, заглавие которой лишь слегка перефразирует вопрос, сформулированный в «Элегии»: «Кому на Руси жить хорошо?»
Итак, всем ходом развития поэтического творчества Некрасов закономерно продвигался к созданию эпоса, к написанию крупных поэм. Лиризм поэта становится поистине масштабным, всеохватным.
Многоголосие, включающее голос автора в хор голосов героев, принадлежащих к разным социальным и культурным слоям, предвещает виртуозную стилевую полифонию некрасовских поэм - «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и, конечно, «Кому на Руси жить хорошо». В некрасовской лирике также определялись и основные тины героев будущих поэм - народных подвижников и праведников, народных заступников, а вместе с ними и нравственная философия, покоящаяся на принципах народно-христианской этики.
Слайд 2
Цель
- Выявить своеобразие раскрытия темы в стихотворениях Некрасова
- Охарактеризовать язык произведений
Слайд 3
Основной тезис урока
- Некрасов – «печальник народного горя»
- Народная тема – центральная в творчестве поэта
- Его интересует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера
Слайд 4
Тройка
- Образ главной героини – символическое представление судьбы русской крестьянки.
- Образ тройки и дороги – метафорическое воплощение представлений автора.
- Автор противопоставляет красоту героини и ее горькую судьбу (усиление трагизма переживаний).
Слайд 5
Несжатая полоса
- Какими средствами художественной выразительности создает автор образ безрадостной доли крестьян?
Слайд 6
Забытая деревня
- Особенности композиции: рассказ о случаях из жизни крестьян деревни
- Трагичность сюжета стихотворения
- Обобщенный образ крестьян: мужики бесправны, наивны, терпеливы
Слайд 7
В полном разгаре страда деревенская…
- Тема стихотворения – тяжелая доля русской крестьянки.
- Какими выразительными средствами автор передает свое отношение к героине стихотворения?
Слайд 8
Размышления у парадного подъезда
- Центральный образ стихотворения – «деревенские русские люди», жизнь которых – сплошной стон
- Финальные строки содержат осуждение покорности народа
- Особую роль в восприятии стихотворения играют повторы однокоренных слов, усиливающих эмоциональное воздействие, и восклицательных предложений
Слайд 9
Железная дорога
Композиция:
1 часть – лирический горой рассказывает сыну генерала о строителях железной дороги
2 часть – поэтизация творческой силы «масс народных»
3 часть – протест генерала
4 часть описание награды за «труды роковые»
Идея стихотворения: народ является главным создателем и материальных, и духовных ценностей
Слайд 10
- Оценка труда строителей: труд рабский, изнуряющий
- Соотношение описаний природы и картин народного труда
- Символический смысл образа дороги
Слайд 11
Выводы
- В основе изображений Некрасовым народа лежит реалистический принцип.
- Описывая тяжелые условия труда народа, бесправное положение, каторжный труд крестьян, поэт раскрывает и особенности национального характера, в котором долготерпение, невежество и покорность сочетаются с добротой, стремлением к красоте и надеждой на лучшее будущее.
Слайд 12
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворения Некрасова: «Так это шутка? Милая моя…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Если мучимый страстью мятежной…»
- Подготовить сообщение о творческих и семейных взаимоотношениях Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой
Слайд 13
Посмотреть все слайды