Знать природу знать ее законы. Изучение публицистического стиля в школе
Современный человек, живущий в городе, часто забывает о том, что он – часть природы, поэтому должен уважать ее, беречь, охранять.
Знать природу, ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили: в городе или сельской местности, в высотном доме или небольшом дачном домике.
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Эти беды могут быть необратимыми. Об этом предупреждают нас писатели, об этом “кричит” сама природа.
перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она “Сова”:
“Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения “.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.
Вот почему надо знать законы природы.
Ведь в ней все гармонично, все взаимосвязано. И мы должны помнить об этом всегда.
Глоссарий:
– надо ли знать природу
– изложение надо ли знать природу
– надо ли знать природу изложение
– изложение на тему надо ли знать природу
– сочинение на тему надо ли знать природу
Другие работы по этой теме:
- Природу надо беречь (статья в стенгазету) План – Вступление. Противостояние человека и природы. – Гибель лебедей. – Лебеди на загрязнённом нефтью озере. – Зло для...
- ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ (миниатюра) Я хочу все знать обо всем. И сотни вопросов появляются у меня в голове. Хочу знать, как устроен мир и как...
- НАУЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ Первым приходит январь. Январь – самый суровый месяц в году. Морозы, метели. Людям мороз не страшен. А каково тем, кто постоянно живет...
- Еще в железном веке поэт посетовал на умственную суету человека, приведшую к тому, что “сердце природы закрылось ему”. В наше время люди благодаря мощной технике...
- Берегите родную природу “Берегите родную природу” - как часто мы слышим эти слова! Но вдумываемся ли мы в истинный смысл их, в их суть? Не...
- В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира,...
- РАБОТЯГА-СТРЕКОЗА Зной становился невыносимым, но стрекозы беспрестанно кружились над омутом. Они то изящно планировали над самой водой, то вдруг резко взлетали вверх, то стремительно пикировали....
- Семь старых чудес света Александрийский маяк. Этот маяк был построен в ІІІ веке до н. э. для обеспечения безопасного судоходства возле рифов, расположенных у входа...
Подготовка к написанию сжатого изложения.
Надо ли знать природу?
(6 класс).
Цели:
Образовательные:
- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;
Учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;
Учить сжимать текст разными способами;
Учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает
содержание и не нарушает логики исходного текста.
Определять главную информацию в тексте, обобщать её;
Воспитательные:
Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения
обучающихся на уроке;
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
Создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков
самоконтроля.
Развивающие:
Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,
сравнения, делать необходимые выводы;
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои
мысли;
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Карточки с текстом
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Прочитайте тексты, сравните их,
1 текст . Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или
по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.
2 текст. Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,
о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.
- Что произошло со 2 текстом?
- Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).
- Какие цели мы перед собой поставим? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).
2. Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.
2. Выделить в тексте все части.
3. В каждой части отметить главное.
4. Отметить то, что можно объединить.
5. Подобрать обобщающие слова и предложения.
6. Изложить сжато каждую часть.
3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)
III. Знакомство с текстом.
(Каждый ученик получает листок с текстом).
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
IV. Беседа по содержанию текста.
1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).
2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).
3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).
4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).
5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).
9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?
1. Люди должны знать природу.
2. Можно наделать много бед.
3. Сказка « Сова».
4. Почему надо знать природу. (Слайд № 8).
V. Сжатие микротем.
Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.
Надо ли знать природу?
Первая микротема. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Вторая микротема
Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.
Третья микротема
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки . 4. Называется она « Сова».
Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Четвёртая микротема.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко - накрепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
VI. Возможный вариант сжатого изложения.
Любой человек должен знать законы природы.
Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова».
Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.
Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.
Вот почему надо знать природу!
VII. Работа над окончательным вариантом изложения.
Приложение.
Надо ли знать природу?
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Надо ли знать природу?
1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она « Сова».
5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву).
Урок русской речи в 5 классе с казахским языком обучения
Давлетова А. А., средняя школа №3 с. Жангала
Жангалинского района Западно- Казахстанской области
Грамматическая тема: Состав слова. Основа и окончание.
Лексическая тема: Знать природу, знать её законы.
Цели урока:
-формировать знания, умения, навыки о составе слова;
-различать существительные с твёрдой и мягкой основой;
-составлять предложения разные по цели высказывания;
-развивать умения, навыки выделять основу и окончание, развивать речь;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: показ слайдов с таблицами и заданиями на интерактивной доске, учебник 5 кл. «Русская речь», аудиозапись.
Тип урока: объяснение нового материала с использованием элементов критического мышления
Методы урока: словесный, практический, проблемный, наглядный.
I Организационный момент:
Девиз урока: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть…
II Объяснение новой темы:
А) Актуализация опорных знаний
-Что такое слово?
-Где объясняется лексическое значение слова?
-Из каких частей состоит слово?
-Как вы понимаете слово природа?
Звучит музыка “Звуки природы»
Составление ассоциации
растения земля
человек воздух
животные и птицы
-Скажите для чего надо знать природу?
Б) Работа с текстом. Упр.134
-Чему научила вас эта сказка?
-Скажите, какое предложение выражает основную мысль текста.
«В природе всё крепко-накрепко связано между собой» (записываем)
-А что вы знаете о природе нашего села?
-Какие дикие животные обитают в Жангале? (записываем).
-Почему нельзя уничтожить всех волков?
-Как мы должны относиться к природе?
В) Работа по опорной схеме.
Слово состоит из основы и окончания.
В основу слова входят корень, приставка, суффикс.
Вывод: Основа это часть слова без окончания.
- Выделим основу и окончание в словах, которые мы записали.
Волки, лисы, кабаны, зайцы, ежи, черепахи, ужи, змеи.
Рассуждаем так: Чтобы найти окончание, надо изменить слово. Изменяемая часть слова это есть окончание.
Волк - волк волк,о волк.
-Какое окончание называется нулевым?
Нулевое окончание не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова.
В) Тренировочные упражнения.
Упр.135.(работа у доски)
-Спишите, выделяя в словах основу и окончание.
Родн природ, родн дом, родн с ел …
-Составь устно 3 разные по цели высказывания предложения.
Упр. 136.- Выписать слова с нулевым окончанием
Луг, лес, у коров, дед…..
-Основа может быть твёрдой или мягкой.
После твёрдой основы пишутся буквы: а, о, у, ы, э
После мягкой основы пишутся: ь, и, е, ё, ю, я.
Г) Выборочный диктант.
Я диктую слова, а вы записываете слова с твёрдой основой в один столбик, с мягкой основой во второй столбик.
Река Дожди
горы деревья
вода земля
озеро степь
трава поле
III Рефлексия:
-О чем мы говорили на уроке?
-Что такое окончание? Что такое основа?
Составьте синквейн.
1. 1.Природа Что?
2. 2.Красивая,щедрая,богатая Какая?
3. , 3.Растет, дает, радует. Что делает?
4. 4.Человек- часть природы.
5. 5.Земля. Что?
V.Домашнее задание:
1)Написать эссе «Зачем нужна человеку природа?»
2) Упр. 141
Оценивание.
И не важно, знаете вы о них или нет. Это законы природы, а значит, они действуют на вас в любом случае. Точно также, как сила тяжести действует на яблоко, падающее вниз. Как и что делать, чтобы эти законы работали на вас, а не против вас?
Итак, вот основные энергетические законы, знание которых повысит вашу энергию:
1. Знание обладает силой влияния
Это означает, что та или иная информация способна как поднять ваше настроение, то есть увеличить вашу энергетику, так и испортить его, то есть снизить ваши силы. Фильтруйте поступающую к вам информацию. Сузьте или уберите совсем каналы, через которые к вам поступает негативная информация. Увеличьте позитивные каналы.
2. Жизнь – это движение энергии
Таким образом, чтобы ваша энергетика была на должном уровне, необходимо не допускать застоев в своем организме, как физических, так и ментальных. Больше двигайтесь, изучайте новое, постоянно развивайтесь, ставьте цели и достигайте их.
3. Энергия поступает к человеку извне
Энергия поступает к человеку из внешнего пространства по различным каналам – еда, воздух, вода, органы чувств или восприятия. Если какой-то канал по той или иной причине плохо функционирует, то энергия по нему поступает плохо, либо вообще не поступает. А значит, энергетика человека снижается, приводя к плохому настроению и слабым результатам.
4. Для получения энергии - человек должен находиться в состоянии баланса
Для свободного притока энергии человек должен находиться в состоянии баланса и равновесия тела, ума, поведения и внешнего окружения.
5. Энергия повышается за счет взаимосвязи между внешними событиями и вашего состояния
Для повышения уровня вашей энергетики вам необходимо отслеживать взаимосвязь между внешними событиями и вашим состоянием. Все люди разные, а это значит, что один человек под влиянием этого события может чувствовать себя комфортно, другому же это будет доставлять дискомфорт, а значит, и отток энергии.
Это легко понять на примере жары. Есть люди, которые могут легко просидеть в бане хоть полчаса, при этом добавляя пар, а есть те, кому плохо становится уже через 5 минут.
Отслеживайте реакции собственного организма и по максимуму убирайте те события, которые негативно влияют на ваше самочувствие и комфорт.
6. Энергия зависит от ваших мыслей и фокуса внимания
То, на чем вы сосредотачиваете свои мысли и внимание, очень серьезно влияет на вашу энергетику. Если большую часть своего времени вы о чем-то переживаете, беспокоитесь, чего-то боитесь, то уровень вашей энергетики будет крайне низок. Причем, чем больше внимания вы этому уделяете, тем больше энергии теряете. Весь парадокс в том, что негативные мысли разряжают вас, а позитивные наоборот заряжают. Так, например, для повышения уровня жизненных сил необходимо сосредоточиться на ее источнике – то есть внешней энергии, а не на проблеме, которая возникает ввиду ее нехватки – то есть усталости. Надо убирать не усталость, а повышать свою энергетику. Тогда и усталость пройдет.
Уделяйте внимание тому, что вы хотите получить и как этого достичь. Оставьте пустые переживания другим.
7. Энергия зависит от качества пищи
Чем выше качество вашего пищеварения, тем меньше энергии вы затрачиваете на этот процесс, меньше образуется шлаков и токсинов, и больше полезных веществ вы получаете. Одни продукты перевариваются легко, другие требуют больших энергетических затрат, а значит, их поглощение ведет к усталости и снижению активности.
Следите за качеством еды и пищеварения. Отслеживайте свое состояние после приема пищи. Если вас клонит в сон или вы чувствуете упадок сил, значит, надо что-то менять в своем рационе.
8. Стресс подавляет энергию
Стрессы и другие негативные реакции оказывают подавляющее действие на вашу энергетику и процесс пищеварения. Для их снятия необходимо состояние релаксации и отдыха, что можно достигнуть за счет использования факторов, повышающих ваше настроение.
9. Природные ритмы и окружающая среда влияет на вашу энергию
Существуют специальные природные ритмы. Деятельность в соответствии с ними повышает энергетику и эффективность, при нарушении снижается общая эффективность и повышается утомляемость. Окружающая среда – люди, природа, города - также влияет на состояние энергетики организма.
10. Пять органов чувств наши энергетические каналы
Пять органов чувств, такие как: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, которые были впервые перечислены еще Аристотелем, являются энергетическими каналами, по которым энергия может как приходить, так и уходить.
11. Развивая себя вы увеличиваете свою энергию
Ваша жизнь - это ваше личное развитие, а не служение внешним объектам. Служа кому-то или чему-то, вы отдаете свою энергию. Когда вы развиваете себя, вы увеличиваете свою энергию.
12. Отдых восстанавливает энергию
Для эффективного функционирования вашей энергетики необходимы периоды отдыха как в физическом, так и в психологическом плане. Это значит, что 1 день в неделю необходимо посвящать отдыху и релаксации. А раз в квартал устраивать 3-х дневные мини-отпуска.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Обучение сжатому изложению.Надо ли знать природу?Автор презентации: Дёмина Галина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ им. И.Е. Кулакова» г. Печора, с. Приуральское Республика Коми.
Подумаем.Определим слово по его значению: Очень краткий, небольшой по времени, по объёму. Сжатый Определим тему урока. Пишем сжатое изложение.Какие цели мы перед собой поставим? Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.
Цель урокасовершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста;-определять главную информацию в тексте, обобщать её;- исключать второстепенную информацию;-писать сжатое изложение Памятка « Как работать над сжатым изложением»1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль.2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.3. Выделить в тексте все части.4.Составить план сжатого изложения.5.В каждой части отметить главное.6. Отметить то, что можно объединить.7. Подобрать обобщающие слова и предложения.8. Изложить сжато каждую часть.9.Подумать, как связать части между собой.10. Перечитать написанное. Способы сжатия(компрессии) текста.Обобщение конкретных единичных явлений;Исключение подробностей, деталей;В коробке лежали синие, желтые, зеленые шары.Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары. Прочитайте текст про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу! Аналитическая беседа по тексту.1) Определите тему текста? Каждый человек должен знать законы природы2) Какова основная мысль текста? Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом.3) Каков тип речи текста? Рассуждение.4) Из каких частей состоит текст- рассуждение? Тезис, аргумент(ы), пример, вывод.5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент-2, пример 3-14, вывод-15- 19).6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? Повествование. 5). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими словами? (Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»). Деление текста на микротемы и составление плана.Микротема-наименьшая составная часть темы целого текста. 1. Люди должны знать природу. 2. Можно наделать много бед. 3. Сказка « Сова». 4.Почему надо знать природу. Запомните: В плане столько пунктов, сколько микротем. Сжатие текстаБез каких слов в первой микротеме обойтись нельзя?Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сжатие текста.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сожмите первую микротему. Сжатие текста Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме. 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Сжатие текста.2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Сожмите вторую микротему. Сжатие текста. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Без каких предложений в третьей микротеме обойтись нельзя? Сжатие текста Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она « Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения. Сожмите микротему. Сжатие текста..Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!Без каких предложений обойтись нельзя? Сжатие текста.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу!Сожмите четвёртую микротему. Возможный вариант текста. Любой человек должен знать законы природы. Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В. Бианки « Сова». Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко. Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу! Напишите сжатое изложение. Литература.1В. И. Капинос. Изложения: тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994.2Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.